Монастырь закрыли, а потом…
Сто лет назад, 10 сентября 1924 года, решением Вятского губернского исполкома Покровско-Богородицкая женская община (монастырь), находившаяся в местечке Танино вблизи села Пищалья в нынешнем Оричевском районе, была закрыта.
По милости Божией в архивах Москвы, Санкт-Петербурга и Кирова, Оричей и Кумён, в библиотеке имени А.И. Герцена, а также в Оричевском краеведческом музее удалось найти различные документы и свидетельства о трудах основательниц общины игуменьи Елисаветы (Екатерины Ивановны Видякиной) и монахини Иоанны (Татьяны Алексеевны Савиных) и насельниц обители, действовавшей с 1908 по 1924 год, по созиданию монастыря и воспитанию девочек-сирот. Установлены имена 83 сестёр и 13 воспитанниц приюта. В 2015 году состоялись две поисковые экспедиции к месту обители на берегу Лопатинского озера, где поставлен поклонный крест и регулярно проводятся панихиды. Сейчас зарождается новая традиция: как и в прошлом году, недавно состоялся крестный ход из Пищалья к месту Покровско-Богородицкого монастыря, в котором приняли участие жители Кирова, Лянгасово, Мирного, Оричей и Пищалья.
Перед началом крестного хода настоятель Троицкого храма села Пищалья иерей Александр Вихарев совершил молебен с акафистом святителю Николаю, благословил всех участников молитвенного шествия, и колонна паломников отправилась в путь. Замечательная солнечная погода прибавляла радости. По прибытии на место обители мы все были приятно удивлены чистотой и порядком у поклонного креста. Сердечная благодарность за это администрации села Пищалья. Началась панихида, на которой возносились имена священников и насельниц Покровско-Богородицкого монастыря, лично для меня ставших родными за годы архивных поисков. В тихой молитвенной радости присутствовало трепетное ощущение, что и сёстры обители молятся вместе с нами. Отец Александр в пастырском слове отметил, что мы находимся в святом, намоленном месте, где прежде стоял храм и Ангел-хранитель присутствует до скончания века, потому здесь так светло и благодатно на душе.
Мне же хотелось познакомить крестоходцев с историей монастыря, ведь некоторые из паломников были здесь впервые и мало знали о Покровско-Богородицкой обители. Кратко рассказала о том, как у послушниц Яранского Знаменско-Мариинского монастыря появилась идея устроить «пустыньку» на берегу Лопатинского озера, как по примеру московской Марфо-Мариинской обители было создано Посадское благотворительное общество для помощи обездоленным и нуждающимся, как открылось Танинское благотворительное общество с целью создания детского приюта, как строился Никольский храм, как в 1915 году Святейший Синод издал указ об официальном открытии Покровско-Богородицкой обители.
За 16 лет существования монастыря удалось сделать очень много: были налажены молитвенная жизнь и быт, по проекту выдающегося вятского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина построены деревянная Никольская церковь и в одной связи с ним сестринский корпус, велась подготовка к возведению каменного храма, для чего в общине изготавливался кирпич; имелись восемь двухэтажных домов, кузница, мастерские, скотный двор, пасека, великолепный сад и огород. Богомольцы со всей округи успели полюбить новый монастырь. Всё это позволяло епархиальному начальству, насельницам обители и девочкам-сиротам, проживавшим в открытом при общине приюте, быть уверенными в завтрашнем дне.
Но пришли другие времена, революционные, безбожные. Всё движимое имущество монастыря, запасы зерна и продуктов, скот были отняты новой властью ещё в 1919 году, когда «в обитель занеслись большевики». Так написала игуменья Елисавета (Видякина) 20 сентября 1919 года епископу Николаю (Покровскому), викарию Вятской епархии, попросив у него «руководственных указаний в деле управления общиной в тяжёлое время постигших скорбей». Недвижимое имущество закрытого монастыря использовалось следующим образом: три двухэтажных дома были вывезены в 1920–1923 годах для последующего использования под школьные здания. Остатки одного из них сохранились в Пищалье до наших дней. В 1924 году в здании церкви и общежития был открыт врачебно-приёмный пункт. Тогда в монастыре ещё жили семь сестёр и игуменья Елисавета, с которой по решению Посадского волостного исполкома потребовали плату за проживание в основанной ей обители.
17 ноября 1924 года в связи с закрытием храма были составлены описи церковной утвари Покровско-Богородицкого монастыря, которую передали в Троицкий храм села Монастырщины. Восемь колоколов для реализации забрал волостной исполком, который также продал 15 тысяч кирпичей, изготовленных насельницами для строительства каменного храма. Вскоре Монастырщинский сельсовет предложил перевести больницу из Лопаты (так стали именовать после закрытия обители местечко Танино, получившее такое название в честь Татьяны Савиных, одной из основательниц общины, которая была родом из деревни Шадричи Посадской волости) в деревню Поздяки, «где уже имелись два специально построенные для больницы помещения». Но только в 1927 году с этой целью из Покровско-Богородицкой обители были вывезены два двухэтажных здания. Посадская районная больница работала до 1977 года.
В апреле 1927 года Посадский волостной исполком просил уездный исполком ходатайствовать перед Губернским советом народного хозяйства об открытии Токарно-столярной школы. Волисполком со своей стороны дал обещание предоставить под школу, общежития для учащихся и служащих и склады материалов находящиеся в местечке Лопата здания бывшего женского монастыря. Согласие было получено, и уже в июле 1928 года было объявлено о приёме в Пищальскую кузнечно-слесарную учебно-показательную школу кустарных ремёсел. В следующем году учащихся стали знакомить и с ковочным делом, для чего в бывшем Покровско-Богородицком монастыре построили ещё одну кузницу. Пищальская кузнечно-слесарная школа ремонтировала сельхозинвентарь Пищальского, Лундышанского, Брагинского, Марадыковского, Саввичевского, Шабалинского и Монастырщинского сельсоветов. В 1931 году Оричевский райисполком передал школе токарный станок и пресс, ранее принадлежавшие Н.Ф. Мухину, «кулаку из деревни Таборы Быстрицкого сельсовета». В октябре того же года кузнечно-слесарную школу решили перевести в село Пищалье, «имея в виду необходимость ускорения в перестройке всей учебной работы в соответствии с программой школы типа Тракторобуча».
Посёлок Оричи как районный центр нуждался в Доме крестьянина. Использование под него здания монастырского храма с общежитием посчитали идеальным вариантом. В 1932 году райисполком провёл «широчайшую массово-разъяснительную работу среди колхозников и единоличников по организации перевозки стройматериалов, напомнив, что только поголовным участием всей трудоспособной силы и лошадей района можно обеспечить своевременность столь необходимого строительства». Дом крестьянина стал центром культурной и общественной жизни района. В годы Великой Отечественной войны здесь размещалась школа, а после — Дом культуры, библиотека и парткабинет. Здание прослужило около 40 лет. Сейчас на этом месте находится районная библиотека имени Людмилы Ишутиновой. Ещё один монастырский дом был вывезен в Оричи под прокуратуру.
А что же произошло с сёстрами обители? Они разделили печальную судьбу насельников женских и мужских монастырей Вятской губернии и всей России после революции 1917 года. Их ждали гонения, переезды с места на место, лишение избирательных прав, аресты с обвинением в контрреволюционной деятельности… Многие из них служили певчими, псаломщицами и сторожами в храмах, другие трудились в больницах, работали на дому, совершая иноческое молитвенное правило. Верность избранному монашескому пути служения Господу давала силы стойко переносить испытания, выпавшие на их долю, и смиренно нести свой крест. Удалось достаточно подробно изучить жизнь игуменьи Елисаветы (Видякиной), монахинь Иоанны (Савиных) и Серафимы (Мошкиной), послушниц Александры Арефьевны Куклиной, Марии Прокопьевны Ростовцевой, Натальи Григорьевны Крысовой и Екатерины Сергеевны Кряжевой. Про большинство насельниц также собрано немало архивных материалов. К сожалению, их родственников очень трудно найти. Редкие же счастливые встречи очень помогают внести ясность в найденную информацию.
Надеюсь, что крестный ход к месту, где раньше находился Покровско-Богородицкий монастырь, станет традиционным. Низкий поклон и искренняя благодарность иерею Александру Вихареву, причту Троицкого храма села Пищалья, всем участникам крестного хода за молитвенную поддержку и интерес к истории малой родины.
На фото:
Участники крестного хода в местечко Танино.