11.11.2014

Митрополит Марк: «Главное в фотографии - отразить время»

Необычная выставка открылась 22 октября в петербургском Фонде исторической фотографии имени Карла Буллы на Невском проспекте. Автор фоторабот, представленных на экспозиции «Взгляд», - митрополит Вятский и Слободской Марк. Довольно редко церковные иерархи представляют плоды своего творчества на суд зрителей, а в Санкт-Петербурге такой проект осуществляется впервые.

Предваряя выступление владыки, владелец выставочного зала Валентин Евгеньевич Эльбек рассказал, что в его фотосалоне это уже пятая выставка, связанная с православной тематикой. Здесь показывались экспозиции, посвященные юбилею Александро-Невской Лавры, 400-летию Дома Романовых, кинофестивалю христианского кино «Невский благовест»..

В домашней, уютной атмосфере фотогалереи барьер, разделяющий в повседневности высокопоставленного церковного иерарха и обычную, светскую публику, исчез. Данный эффект отметил настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов. По его мнению, выставка стала большим историческим событием для Санкт-Петербурга: «Экспозиции, на которой архиерей представляет свое творчество, свое видение Божьего мира через объектив фотоаппарата в северной столице еще никогда не было. Люди, настроенные против Церкви, пытаются маргинализовать ее служителей, отделяя ее не только от государства, но от общественной жизни целиком. Всем присутствующим этот день запомнится, потому что многие впервые неформально общались с церковным иерархом».

Что связывает автора с той или иной фотографией, гостям посчастливилось узнать из уст самого владыки. «Я держу в руках фотоаппарат с первого класса, - рассказал митрополит Вятский и Слободской Марк. - Когда меня в свое время спросили, какое я получил образование, я ответил, что церковно-приходское. Человек удивился, как это могло быть, ведь в советское время церковно-приходских школ не было? Дело в том, что моя спецшкола находилась в стенах Зачатьевского монастыря, первого женского монастыря на Москве, в котором подвизались сестры митрополита Московского Алексия, собеседника и сомолитвенника преподобного Сергия Радонежского. Детские годы, проведенные в стенах монастыря, навсегда оставили свой след в душе»..

Вот, например, что поведал архипастырь о большой фотографии, на которой запечатлен туманный залив с крохотной фигурой человека в рясе вдалеке: «Эта цветная фотография, сделанная на Камчатке, но выглядит она как черно-белая за счет того, что фоном стали черный вулканический песок, море и белый туман. На заднем плане стоит владыка Вениамин Владивостокский. Я дал ей название «Безмятежие». Есть безмолвие, есть тишина, покой, а отсутствие мятежа - более обобщающее понятие, включающее первые два, дополненные гармонией. На просторе, где у края русской земли вольготно разгуляться стихиям, стоит, погруженный в думы, архиерей. Владыка Вениамин много пережил на своем веку, прошел через церковные гонения 1960-х годов. Гонения на верующих людей не повредили его душе, она осталась безмятежна в доверии Богу».

По признанию митрополита Марка, ценность занятия фотографией для него состоит в том, чтобы самому полностью осуществлять весь процесс появления кадра на свет: фотографировать, обрабатывать и печатать. Погрузившись в эти действия, архиерей может отвлечься от повседневных забот и послушаний, которые на него возложены.

На вопрос, что больше всего занимает владыку в фотографии, он ответил, что это - время. «Время может быть разным: астрономическим, природным, социально-направленным, аграрным, личным, церковным - смотря по какому календарю живет человек. Не только сделать красивый снимок, а донести и отразить время, личное, общественное или церковное в фотографии - это очень интересно. Можно действовать не во времени от слова «временно», а в вечности. Вроде временное событие - Куликовская битва, а как оно отразилось в вечности и на судьбе нашего государства! Смотришь на объект (происшествие или человека) и анализируешь, в каком оно времени, в личном, социальном, общественном?», - размышляет Вятский архипастырь.

Осмотрев экспозицию, один из старейших фотографов Петербурга Сергей Алексеевич Компанейченко отметил, что «в том, как сделаны данные снимки, прослеживается тщательное, бережное отношение к запечатленному объекту, который становится и объектом исследования, и поводом к размышлению. Отдельное уважение вызывает у меня, насколько основательно владыка Марк занимается фотографией. Когда я узнал, что он интересуется платиновой печатью, (а это, скажу вам, сложнейший вид контактной ручной печати), то уважение мое выросло многократно»!

В свою очередь, отец Геннадий Беловолов поделился: «Художник рисует маслом, скульптор ваяет из камня, а фотограф работает светом. Логично, что архиерей занимается светописью. С одной стороны - материальное искусство, фиксирующее этот мир, его фактуру, а, в то же время, духовное, потому что работает со светом. Парадоксальное соединение предельной материальности и духовности привело к тому, что фотография популярна в среде православных священнослужителей.

Как известно, у нас есть целая плеяда архиереев-фотографов. Фотография - это продолжение проповеди. Своими фотографиями владыка рассказал нам о мире Божьем, как он прекрасен и глубок. В наше время люди плохо реагируют на повелительное наклонение, а через опосредованное действие, через фотографию подчас можно сказать больше».

Фотовыставка «Взгляд» открыта для посетителей в Фонде исторической фотографии имени Карла Буллы на Невском проспекте, дом 54, до 22 ноября.

Анна Бархатова, Русская народная линия
Фото

Возврат к списку