12.01.2023

«Истинное счастье возможно только со Христом»

Благочинный Кстининского благочиния Вятской Епархии настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» Нововятского района города Кирова иерей Алексей Киторога, отвечая на наши вопросы, рассказал о жизни Благочиния и Прихода, которые вверены под его Духовное окормление.

- Отец Алексей, на конференции, посвященной 365-летию Вятской епархии и 10-летию Вятской Митрополии, Вы выступали на секции с докладом «Кстининское благочиние – на границе города и деревни. Взгляд молодого благочинного», поделитесь вкратце основными аспектами, которые были озвучены, самыми актуальными вопросами, касательно благочиния, на сегодняшний день?

- Здравствуйте! На самом деле, ничего особенного или принципиально нового в нашем выступлении не было. Я выступал не один, а с помощником по миссионерскому служению и образовательной деятельности - Татьяной Александровной Щелчковой. У неё богатый опыт работы с муниципальными учреждениями образования, именно это направление является для нас сейчас приоритетным.

- Где видите пути решения, источники помощи по данным задачам?

- Самое главное - это люди, профессиональные кадры, которые в любой сфере являются «штучным товаром». В этом смысле мне повезло, так как осенью, при содействии отца Андрея Лебедева, в Благочинии, наконец-то, появился штатный миссионер, у которого я многому учусь.

- Какие намечены перспективы развития благочиния? Что необходимо для их реализации?

- Ближайшие перспективы связаны с более тесной работой с муниципальными образовательными учреждениями. Возможности в этой области, благодаря трудам Татьяны Александровны, постоянно расширяются. Но опять, появляется другая проблема – её банально на всё начинает не хватать.

- Расскажите о храме, в котором Вы служите?

- Наш храм относительно молодой. Первая Божественная литургия произошла здесь 3 января 2016 года. Но сама община зародилась ещё при Владыке Хрисанфе. Это тот пример, когда инициаторами и организаторами постройки церкви выступили местные жители. Само же строительство происходило при Владыке Марке, который принимал в этом деле непосредственное участие. Наш храм расположен на окраине города Кирова, в 41-м микрорайоне (Нововятск за переездом), в парке лесоперерабатывающего комбината.

- Каким образом сплачиваете приход? Возможно, есть какие-то занятия, воскресная школа, субботники или совместные встречи праздников?

- Специальной работы по сплочению мы не ведём, если что-то и происходит, то, как правило, естественным образом. Есть занятия для детей и взрослых в воскресной школе. Есть занятия по церковному и светскому пению. Иногда бывают чаепития, субботники, паломнические поездки и концерты.

- Отец Алексей, на конференции Вами также были затронута тема психологической помощи тем верующим, кто в ней нуждается «по дороге к храму» или в тех вопросах, когда священнику не хватает времени, ресурсов, чтобы поработать более пристально с внутренним миром человека. Какие перспективы развития в городе Кирове, и шире – в Вятской Митрополии видите в этом направлении?

- Благодаря отцу Роману Коневу, мне удалось немного познакомиться с миром психологии, этот процесс продолжается. Как мне видится, тема эта достаточно актуальна и требует включения в работу священнослужителей. Тут, как и в других сферах жизни, можно спорить, отрицать, а можно дополнять и стремиться к тому, чтобы психология стала проводником или помощником (в зависимости от устроения человека) в Духовной жизни. По поводу перспектив, хотелось бы, создать что-нибудь наподобие православной психологической службы, чтобы у людей была альтернатива светской психологии, которая порой противоположна Христианским ценностям.

- Какова компетенция священнослужителей в области психологической помощи и в каких моментах она необходима?

- Область психологической помощи обширна и разнообразна, поэтому весьма сложно быть специалистом сразу во всех сферах. Конечно, уровень компетенций священников должен постоянно повышаться, в этом мы схожи с психологами, которые постоянно учатся. Но у священнослужителей есть существенное преимущество: помимо знаний и опыта общения с людьми они ещё имеют и опыт Духовной жизни, который жизненно необходим в вопросах врачевания душ человеческих. Я не говорю, что априори, священник умнее психолога, я говорю о возможностях, которыми грех не воспользоваться.

- Что сами предпринимаете на пути решения этих задач?

- В данный момент прохожу программу профессиональной переподготовки по программе «Психолог-консультант». В будущем, есть мысли попробовать себя и в этой области. Только не в качестве одной из социальных ролей, а в дополнение к своему священническому служению.

- Насколько светские психологи готовы к диалогу со священнослужителями? Что поможет выстроить взаимоотношения? Что может стать объединяющим началом в этом взаимодействии?

- Тут нет различия в том, человек по профессии - психолог или инженер. Всё зависит от его внутреннего устроения. Помочь в диалоге может единое мировоззрение либо стремление к взысканию его.

- Каков путь должен совершать человек, у которого «болит душа»? В какую сторону направляться, если он пока еще не дошел до церковной ограды?

- Всё индивидуально, в этом и состоит наша задача: у человека должна быть возможность пойти как путём проверенной психологии, так и непосредственно через обращение к священнослужителю, главное, чтобы результат был одинаковым. Мне как раз видится здесь роль психологии в качестве подготовительного этапа на пути к церковной ограде.

- А сами чем наполняетесь в плане выравнивания психологического состояния, когда, например, просто по-человечески устали или ощутили признаки «выгорания»?

- Если просто устал, то стараюсь, по возможности, восстановить физические силы. Если речь о душевном состоянии, то пытаюсь понять причины и устранить или скорректировать их, в этом деле, мне очень помогает общение с супругой.

- Как человеку – психологу и клиенту, следуя тем или иным практикам, работая с различными инструментами, которые предлагают разные школы психотерапии, оставаться христианами, верными своей вере и Единому Богу, не отойти в сторону того или иного учения, уводящего в сторону от православной веры?

- Во-первых, постоянно повышать свой уровень религиозной грамотности, во-вторых, следовать полученным знаниям в этой области, в-третьих, выбирать себе специалиста исходя из знаний и опыта, полученных вначале, ну и в-четвертых, чтобы остаться Христианами, нужно ими для начала стать.

- Вам доводилось стать свидетелем перерождения человеческой души?

- Мне доводилось слышать историю от человека, который будучи бомжом, цепляясь за последнюю надежду, пошёл в Великорецкий крестный ход, где встретил свою будущую супругу, которая увезла его в Санкт-Петербург. К тому моменту, как мы встретились, он не пил, у него были дети и, самое важное, он стал глубоко верующим человеком. Что с ним сейчас, к сожалению, не знаю, надеюсь, что всё хорошо.

- Иного чуда, которое было послано Богом человеку?

- Маленькие чудеса случаются с нами на каждом шагу, о чём-то большем затрудняюсь ответить.

- Ваши рекомендации, что почитать, посмотреть на пользу душе?

- Знаете, в последнее время пришло осознание, у каждого человека своя интерпретация увиденного или прочитанного. Наш ум и сердце воспринимают только то, что им близко. Поэтому, пусть каждый решит сам за себя. Не хочу давать общих рекомендаций.

- Сегодня Вы упомянули свою супругу, в связи с эти вопрос: насколько Вы и матушка были сопричастны к деятельности сообщества «Православная молодежь Вятки», способствовало ли это вашему воцерковлению, дружбе, отношениям, выбору священнического пути? И сейчас принимаете ли участие в деятельности православной молодежи уже как священник или, возможно, способствуете молодежным объединениям при Приходах в Кстининском благочинии.

- Мы с матушкой познакомились в юном возрасте и путь воцерковления проходили сами. То ли ввиду врождённых особенностей или под влиянием некоторых обстоятельств, но мы практически не имели общения со сверстниками. Да, у нас были дружеские встречи, но проходили они без энтузиазма с нашей стороны, скорее, как ответ на потребность в общении других. В контексте нашего разговора, я назвал бы это склонностью к интроверсии. Поэтому, нет, с «Православной молодёжью Вятки» мы не соприкасались, если не считать отдельных верующих друзей.

В данный момент, я взаимодействую с сообществом на уровне участия в Молодежном совете Вятской епархии, но с недавнего времени я перепоручил свои обязанности отцу Даниилу Булычеву - нашему новому диакону. К вопросу о Благочинии, конечно, буду рад поддержать любую молодёжную инициативу и предложить свою, если будет необходимость, но пока не вижу перспектив в этом направлении, кроме взаимодействия на уровне школ.

- В завершение разговора от Вас для читателей - рецепт вдохновения, внутреннего равновесия и хорошего настроения.

- Боюсь, мне сложно дать универсальный рецепт, тем более я и сам в поиске, но убеждён, истинное счастье возможно только со Христом Спасителем.

- Отец Алексей, благодарю за содержательный разговор.

Беседовала Лада Баева

Фото

Возврат к списку