03.07.2020

Буди Имя Господне благословенно

Предлагаем вниманию читателей отрывки из проповедей канонизированного в этом году священноисповедника Николая Флорова (1870–1933), чья память совершается 3 июля.

Перед Плащаницей: О чём должны мы плакать, други мои? О Христе Распятом? Нет. Что плакать о Господе?! Правда, Он страдал, умер и погребён, но ведь смерть не удержала Его во гробе! Как Всемогущий Он в третий день воскрес из мёртвых и сидит во славе одесную Отца. Так о чём же плакать нам? Послушаем, что говорит нам об этом Сам Божественный Страдалец: «Не плачитеся о Мне, обаче себе плачите…». Да, о себе самих нам необходимо плакать у этого гроба. Ведь что иное, как не наши грехи, вознесли на Крест Сына Божия, пронзили Ему руки и ноги, пробили рёбра и, наконец, свели во гроб? Для чего бы Ему, Сыну Божию, страдать, Подателю жизни умирать, Невечернему Свету заходить во гроб, когда бы не нужда искупить наши грехи и омыть их непорочной Своей кровью? «Той язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша»! Вот какой жертвы потребовали наши грехи, братие! Как же не плакать о них?! (1916 год).

О святом Причащении: Итак, христианине, когда почувствуете, что вы отпали от Господа, и сознаете, что становитесь сухой и больной ветвью, то сейчас же спешите к Живоносной Лозе, к Иисусу Христу, ко святой исповеди и Причащению. Не уклоняйтесь и не отказывайтесь от Чаши Господней. Спешите сюда, в дом молитвы, в сионскую горницу, и молитесь: «Не дай, Господи, отпасти нам от Тебя, но снова привей нас благодатной силой Святого Духа к Тебе, Боже наш». Друзья мои, поверьте, в эти часы вы привьётесь к Виноградной Лозе, и Спаситель, радуясь, скажет вам: «Кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (1914 год).

О Пресвятой Богородице: Если земные матери постоянно заботятся о детях своих, то что сказать о Матери Небесной? Она знает нас лучше нас самих и желает нам добра больше, чем мы сами себе желаем. Она ведает, откуда являются наши грехи, и потому старается преградить самое появление их. С юных лет борют нас страсти и могли бы совсем заградить нам путь к добру, если бы мы оставались беспомощными. Но Пресвятая Богородица ограждает нас Своим покровом от обольщений и соблазнов. Под Её необоримой защитой не может одолеть нас исконный враг нашего спасения. Велика его сила и ухищрения против христиан, но они ничего не значат перед силой и покровом Царицы Небесной. С надеждой и упованием на Неё мы преодолеваем все искушения и достигаем назначенной нам тихой пристани (1913 год).

О Кресте: Брат-христианин! Вот Крест, на нём — кровь Господа. Видишь, как Он любит тебя, пригвождаясь ко Кресту «нас ради человек и нашего ради спасения». Полюби же и ты своего Спасителя, исполняй его заповеди, ибо, по апостолу, в том и «любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1 Ин. 5, 3). «Невозможно исполнять заповеди, — скажешь ты, — дьявол меня соблазняет, ведь он, как лев, рыщет по белу свету и ищет, кого бы поглотить, уловить в свои пагубные сети». Правду ты говоришь. Но тебе Богом дарованы средства для отгнания соблазнов и греха — святой Крест Господень, молитва и пост.

Отходя ко сну, повторяй святые слова: «Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа…». Постись, ведь, по слову Спасителя, «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9, 29). Искуситель боится постящихся и молящихся. В этом убеждают нас все святые подвижники.

Господи, воздвигни силу Твою и прииди, во еже спасти нас! Хотим или не хотим мы своего спасения, Ты Своей благодатью влеки нас к Себе, как влекут спящего из загоревшегося дома, и не попусти никому из нас лишиться спасения, как бы мы мало ни любили Тебя! (1916 год).

О православном храме: У Господа Бога — великий и чудный дом на небе, исполненный неприступного света и славы. Там Он пребывает со святыми Ангелами и блаженными праведниками. Но и храм земной походит на небесный; он есть отображение неба, «образ небесных» (Евр. 8, 5), и Господь присутствует в нём для нашего спасения.

Святые пророки и тайнозритель Нового Завета апостол Иоанн Богослов удостоились лицезреть Господа на престоле высоком и превознесённом, и тысячи тысяч Ангелов окружали Его. Братие! И в земном храме нашем есть также престол, на котором Господь присутствует как наш Учитель, когда взираем на святое Евангелие, и как Спаситель, когда видим святой крест.

На небесах пребывают во славе Пресвятая Дева и сонм угодников Божиих. В земном храме на иконах мы видим их изображения. Взирая на лики, умом и сердцем переносимся на небеса и как бы видим этих святых небожителей. От икон исходит благодать Святого Духа, подаются исцеления и дары. Эти чудеса свидетельствуют о том, что угодники Божии по данной им благодати не прерывают любви с нами, земнородными, и находятся в теснейшем союзе и единении со своими собратьями.

Итак, поистине храм на земле есть отображение небесного. Руками сотворённый, он — малое небо и рай земной. А в раю при наступлении вечерней прохлады к первым людям сходил Сам Господь и беседовал с ними. Братие, в церкви мы также стоим пред лицом Господа, Божией Матери, бесплотных духов и святых угодников и, подобно нашим прародителям в раю, должны ощущать те же чувства, то же благоговение, смирение, страх и трепет.

Но как может проникнуть в сердца людей благодатная сила и действенность Божественной службы и святых Таинств, когда мы не вникаем в священные действия, не примечаем в них таинственного значения и благодатной силы? Стоя в церкви, мы лишь являемся праздными зрителями священных действий и холодными участниками в служении Богу. Так, холодность нашу легко приметить, когда многие из вас скучают в храме Божием, стоят как бы нехотя, ждут не дождутся, как бы уйти поскорее. Знаете ли, отчего вам бывает скучно стоять на службе? Оттого, что не изливаете пред Богом сердечных воздыханий и тёплых молитв, оттого, что вы не вникаете в священные действия служителей Церкви. Вот эта же скука побуждает вас небрежно приступать к Святым Христовым Тайнам. Литургия представляет всю земную жизнь нашего Спасителя, потому во время священнодействия её мы мысленно должны представлять события Его земной жизни и непременно молиться. Что, например, знаменует малый вход со святым Евангелием? Он напоминает проповедь Иисуса Христа. Великий вход во время Херувимской песни — шествие Спасителя на вольное страдание за нас. И в эти минуты мы должны благоговейно преклонить главы наши и молиться Ему, да наставит Он нас на всякую истину и да помянёт нас во Царствии Своём (1902 год).

О молитве: Встал человек утром от сна и по привычке помолился Богу, а затем забывает о Нём на целый день. Работает, хлопочет о делах своих, беседует с людьми, но ни разу не возведёт мысли и сердце к Богу. Вследствие этого человек теряет благочестивое религиозное чувство и любовь к Господу. Испорченная природа его получает перевес, и таким образом распространяется в душе сухость и леность. Разведите самый большой огонь; он потухнет, если не будете подкладывать дров. Так и в нашей душе: если мы в течение дня не возносим мысли и сердце к Богу, то пламя усердия к Нему погасает. А если возносим, то пламя поддерживается и разгорается (1914 год).

Из примера евангельской жены-хананеянки мы видим, что при каждом несчастье, в каждой скорби мы прежде всего должны обращаться с усердной молитвой к Господу. Видим, как славна пред Богом сердечная, неотступная молитва. Не получаете того, о чём просите? Не ослабевайте и не оставляйте молитву. Помните, что Господь медлит помочь вам потому, что хочет испытать вашу веру, очистить вашу душу от грехов. Подобно хананеянке, усильте свою молитву, молитесь со смирением, с покорностью Его воле и никогда не осмеливайтесь роптать и осуждать действия Промысла Божия. Если даже по каким-либо целям Своего промышления Господь и не дарует нам того, чего просим, помните постоянно, что после земной жизни наступает другая, вечная, и вот в ней-то Господь вознаградит нас за всё, что потерпели мы на земле (1916 год).

О милосердии: Имя Христово совершает чудеса и чрез вас. Например, когда вы, находясь в бедственном состоянии, по доброму расположению своему всё же находите возможность раздробить хлеб с алчущими, тогда этими крайними действиями своими вы уже совершаете необыкновенное, беспримерное, трудное дело, раскрываете чистоту своего сердца, искренность чувств. И благослови вас Господь сделаться милосердными, добрыми, сердобольными, ибо заповедь милосердия особенно ценная и уважаемая в глазах Господа и Милосердного Искупителя нашего Иисуса Христа. Его Именем подайте и вы голодающим, больным и умирающим голодной смертью. Они наши братья и сёстры. Подайте им Христа ради, накормите, напойте, оденьте, приютите. Именем Христовым благословляю вас на подвиги, на чудеса христианского милосердия (1921 год).

О силе упования на Господа: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). С верующими в Него Он обещал пребывать до скончания века. Следовательно, Он всегда с нами. Поэтому и среди самых грозных бурь жизни в душе христианина не должно быть места страху, малодушному унынию и тем более отчаянию. Когда в нашей жизни воды бедствий будут доходить до глубины души, когда нам будут угрожать опасности, по-видимому, неотвратимые, тогда-то особенно и должна наполнять нашу душу горячая вера в Божественное всемогущество Спасителя, и, подобно апостолу Петру, всем существом своим мы должны возносить к Нему молитвенный вопль: «Господи, спаси нас!». И бурные волны в нашей жизни, несомненно, утихнут. Воссияют над нами благодатные лучи Солнца Правды, Христа Бога нашего, и мы в чувстве благодарной радости будем от всего сердца славословить нашего Спасителя, не допуская, чтобы совесть наша когда-нибудь могла обратиться к нам с упрёком: «Маловерный! Зачем ты усомнился?».

Запомним же, братие, что наше жизненное плавание совершается под управлением Божественного Кормчего — Христа Спасителя. Поэтому, какие бы треволнения ни постигали нас в жизни, какими бы опасностями ни угрожали нам бури скорбей и бедствий, мы с твёрдой верой и несокрушимой надеждой на спасение должны приготовлять себя к борьбе со всевозможными бурями жизни. Христос нам прибежище и спасение. К Нему, Милосердному, в горькие минуты жизни, подобно апостолу Петру, пусть каждый взывает из глубины верующего сердца: «Господи, спаси меня!» (1916 год).

Обращения к детям: Просите себе сил к восприятию добрых учений и доброго поведения христианина. Задача каждого ученика состоит не в том, чтобы приобрести знания и прослыть остроумным и начитанным, не в том, чтобы заслужить аттестат об окончании курса и получить должность. Нет, необходимо учиться для спасения своей души, чтобы скорее распознавать горькие плоды греха и легче бороться с соблазнами. Согласитесь, что просвещённый, но развращённый в сердце юноша не приносит пользы ни себе, ни ближнему, ни тем более Церкви и государству. Полученное образование с наклонностями к приятным удовольствиям шумного времени сего погубят молодую жизнь так же скоро и безнадёжно, как негодная трава, терние, заглушает росток пшеницы. Недостаток воспитания христианского сердца внесёт расстройство душевных и телесных сил, и юноша не исполнит своей великой задачи стать совершенным Божиим человеком, готовым на всякое благое дело (2 Тим. 3, 17). Каждый из вас соделается полезным гражданином Отечества и членом Небесной Церкви, если вы со школьной скамьи займётесь своим духовным самообразованием и воспитанием души. Итак, берегите же, дети, свою молодость и невинность, и чистоту простого и искреннего сердца (1909 год).

Слово на погребении: Друг юности, ученица Лидия! Торжественно ты грядёшь ко Христу! И Святая Церковь воспевает тебе дивные погребальные гимны, и священнослужители, окружая твой гроб, исповедуют таинство смерти. Вот и подруги грустят от разлуки с тобой. Отец и мать плачут по тебе. Ещё мгновение, и крышка закроет тебя. С этой минуты ты уже не принадлежишь никому. Прощай, юный друг! Вот и эта церковная грамотка, которую прочёл духовный отец твой и которая вручена в похолодевшую руку, свидетельствует о том, что ты уходишь от нас, а мы провожаем тебя, отпускаем в мире, в любви, с вечным благожеланием водвориться в небесных обителях Божественного Учителя.

Твои смертные черты возбуждают в нас много хороших богословских мыслей и уроков, и вот один из них — о задачах жизни. В самом деле, зачем же ты, молодой и свежий цветочек благоухающей весны, так рано завяла и, как трава, лежишь подкошенной в гробу в объятиях страшной, неумолимой, беспощадной смерти? Юные девицы, мои дорогие слушательницы, наша подруга Лидия, скончавшись в раннем возрасте, внушает всем нам пользоваться благами счастливой жизни умеренно, так, чтобы при всех обстоятельствах жизни пред собой всегда носить образ Всевидящего и Всеведущего Господа Бога, Который рано или поздно призовёт на Свой нелицеприятный Суд и потребует отчёта. В беззаботной вашей юности помните Его, Вседержителя, Спасителя и Учителя, молитесь Ему, трудитесь, учитесь, «ищите прежде Царствия Божия и правды Его». Вот смысл жизни, вот и вечные задачи её (1918 год).

О воспитании детей: «Мы, — говорят родители, — желаем воспитать добрых детей, прилагаем к тому усилия, но не видим плода: какие непокорные, неблагодарные теперь дети!». Что сказать таким родителям? Молитесь, не падайте духом, учите доброму даже и нежелающих внимать вам. «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27).

Жила некогда на земле одна добродетельная мать, у которой сын был крайне непочтительный. Много приложила она стараний, чтобы обратить его на путь добра и правды, но ничто не помогло. Видя безуспешность своих попыток, страдалица-мать обратилась к одному епископу с просьбой вразумить сына. Но увещания владыки не тронули гордого и непокорного юношу. «Продолжай молиться, — сказал епископ в утешение матери, — невозможно, чтобы погибло дитя после стольких слёз». И действительно, Господь услышал слёзную молитву матери. Сын её обратился к благочестию и сделался учителем веры, славой и украшением Церкви. Это был блаженный Августин. Научитесь из этого примера все родители, счастливые и несчастные, что в деле воспитания необходимы труд и подвиг, смирение и молитва. Стараясь сделать всё возможное для детей, не полагайтесь на своё уменье, на свои силы и опытность, а просите Милосердного Отца Небесного, Пречистую Богородицу, да помогут Они вам воспитать детей ваших в вере и благочестии, чтобы они были вам на радость, Церкви Божией и Отечеству на пользу (1917 год).

О гонениях на христиан: Три века гнало язычество христиан. «Жена бежа в пустыню» (Откр. 12, 6), — предсказал тайнозритель апостол Иоанн Богослов судьбу Церкви Новозаветной. Значит, всегда требуется готовиться к тому печальному времени, когда мы можем удалиться в катакомбы, в ущелья, в пропасти земли, где будем совершать богослужение. Что же лично нам предпринять? Покаемся — это завет Спасителя. Как во дни Судей Израилевых люди приносили покаяние и нравственно исправлялись, согласуя волю свою с волей Божией, и как после сего Господь воздвигал им избавителя — судью, который истреблял иноземное иго и очищал землю от идолопоклонства, так и нам Господь пошлёт Ангела-хранителя Русской земли с мечом пламенным у врат нашего Рая, у врат Русской Православной Церкви.

Слышите ли, что сказал Предтеча, указывая на Христа? «Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу Свою, а солому сожжёт огнём неугасимым» (Мф. 3, 12). Многие утеряли «первую одежду» и живут не по-христиански, без Бога, без религии, отвергая вечное спасение. Можем потерять и мы, ведь обитаем в трудные времена, когда безбожники хотят в душах наших истребить веру во Христа, уничтожить Православие. Вы сами свидетельствуете, какое многое множество, как блинов на Масляной, ныне расплодилось доморощенных ораторов. Во всех местах без умолку говорят и пишут на всевозможные темы и больше всего — против Бога, против души и вечного спасения. Что же делать? Если многие пошли по стропотному пути и не хотят утолить святой водой жажду души, так помните, что остался народ церковный вкупе с пастырями. Слава Богу, все мы не оставили веру и исповедуем её во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы живём надеждой, что всех нас Господь соберёт в житницу Свою, а «солому» атеизма сожжёт и через это очистит гумно Своё, Святую Церковь. Только покаемся, очистимся, пойдём на святой Иордан и там будем взывать: «Господу помолимся». Принесём ангельскую песнь мира многотерпеливой матери-Родине. Развернём пред лукавыми сетями социализма блестящую чистоту своей христианской жизни. Нового царства социализма никогда не будет, вечное Царство — только Христа, и Ему одному поклонимся (1920–1924 годы).

О благодарении Господа: Будем благодарить Бога за всё. Возблагодарил Господа исцелённый самарянин, и посмотрите, какую любовь от Христа заслужил он. «Вера твоя спасе тя», — сказал Спаситель. Девять прокажённых получили только исцеление тела, а этот за свою благодарность — и спасение души, самое высшее благо. Вспомним великого страдальца Иова. Он лишился всего, даже здоровья своего. Он, праведный, святой, лежал в гное. Что же делал Иов в несчастье своём? Вопрошал Бога, роптал, унывал? Нет, он благодарил Господа в своём несчастье: «Буди имя Господне благословенно!». Вот кому нужно подражать нам. Хорошо благодарить Бога в счастье, а в несчастье — ещё лучше, ещё выше такая благодарность пред Господом! Будем же благодарны Ему всегда: имеем ли много или мало, счастливы или несчастны. Что бы ни случилось с нами, всегда будем хвалить и благодарить Бога, как делал это царь Давид. «Слава Богу за всё», — говорил умирающий в изгнании святитель Иоанн Златоуст. Да слышатся эти слова и от нас. Ах, если бы так было, тогда бы и мы на небесах удостоились радоваться вместе с Ангелами и святыми, восхваляющими Господа (1915 год).

Подготовили насельницы Владимирского монастыря в Пиксуре

Фото

Возврат к списку