20.11.2019

Проведена духовная беседа с военнослужащими о зле мздоимства

18 ноября 2019 года клирик Преображенского женского монастыря, протоиерей Андрей Лебедев провел беседу с военнослужащими в/ч 46179-К.

Тема беседы была обозначена командованием части как «Информирование личного состава части по ознакомлению с нравственными постулатами, противостоящими мздоимству, изложенными в духовных источниках традиционных религиозных вероучений». Встреча была организована по инициативе командования части.

Отец Андрей рассказал о взгляде Православной Церкви на вопросы взяточничества.

- Прежде всего, большой грех – взятки брать. Этот грех называется «мздоимством» или «скверноприбытчеством», - разъяснил духовные аспекты взяточничества священник. – Опыт показывает, что деньги, полученные таким нечестным путем, почти что вымогательством, благополучия и счастья не приносят. Очень часто взяточники, их родные и близкие болеют тяжелыми и почти неизлечимыми болезнями, попадают в ДТП, и, как правило, становятся виновниками, оказываются под следствием или в заключении. Кроме того, случаются проблемы в личной и семейной жизни: распадаются семьи, нередко нераскаянные взяточники на старости лет остаются одинокими, больными и немощными людьми.

О коррупции мы слышим часто и на каждом шагу. Редкий день выдастся, когда из новостей мы не узнаем об очередном задержании по коррупционному делу или статистических данных, говорящих о победе или проигрыше в противодействии ей. Трудно найти отчет какого-либо государственного органа о своей деятельности, в котором бы не говорилось о борьбе с коррупцией. Бывает, что мы слышим и от своих знакомых, что пришлось дать этому чиновнику, обратиться и поблагодарить знакомых за устройство ребенка в детский сад или школу, договорится с преподавателем, чтобы он наконец-то поставил этот зачет или экзамен.

Чем же является коррупция по своей сути? В дословном переводе с латинского языка это означает следующее: повреждать, расточать, истреблять, обольщать, позорить, бесчестить (Латинско-русский словарь. — репринтное воспроизведение издания 1914 г./ сост. О. Петрученко. — М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2001. — 816 с. с. 241). Коррупция (мздоимство на церковнославянском) (Полный церковно-славянский словарь [Электронный ресурс] // orthodic.org.) может повредить и истребить любую ценность в глазах человека: право и справедливость, образование и просвещенность, любовь и нравственность. Все, над чем человек призван трудиться всю свою жизнь, может быть куплено. Однако это сопряжено с позором и бесчестью, особенно они проявятся в тот момент, когда такой непостоянный источник собственного величия, как деньги, прекращает существовать.

Церковь, как безусловный нравственный ориентир для миллионов наших граждан, уже не одно тысячелетие говорит о пагубности коррупции. Прежде всего Церковь учит говорить о ней, как о нравственном пороке. Чтобы не быть голословными, приведем лишь некоторые цитаты из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, Священного Предания, высказывания современных церковных лидеров о данном явлении. Также приведем примеры того, как Церковь трудится над искоренением и излечением этого недуга.

Священное Писание прямо говорит не только о пагубности взяточничества, но и нелицеприятно описывает те последствия, которые настигнут не только коррупционеров, но и их страну и народ, к которому они принадлежат. Книга Второзаконие гласит: «Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают <извращают> дело правых (Втор. 16:19)». О слепоте, которая настигает как того, кто взятки берет, так и того, кто взятки дает, Писание говорит неоднократно. В частности в книге Исход также говорится о том, что «дары слепыми делают зрячих» (Исх. 23:8). Действительно, коррупция затуманивает людям глаза — она заставляет не видеть зло, обман и беззаконие там, где это действительно присутствует. Один из ветхозаветных пророков — пророк Михей — говорит: «Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело» (Мих. 7:3). Но это не простая констатация факта. Далее он указывает на плоды данного злодеяния: «А земля та будет пустынею за вину жителей ее, за плоды деяний их» (Мих. 7:13). Однако, верующий человек всегда держит в уме следующее: «Итак, да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства» (2 Пар. 19:7).

Новый Завет уже рассматривает проблему коррупции глубже. Когда в Евангелии речь идет о взяточниках, то их называют словом «мытарь». Мытарями были, как правило, сборщики налогов. Репутация у них была крайне низкой из-за их повсеместной нечестности и продажности. Когда в Евангелии от Матфея говорится о том, как нужно обращаться с человеком, который согрешил против тебя, мытарем называется человек, который не послушал ни твоего увещевания, ни всей церковной общины: «а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). В этом случае мытарь — это тот, кого изгнали из церковной общины, который сам себя отстранил от людей своими проступками. Не это ли происходит и с коррупционерами?

В Евангелии от Марка говорится о том, откуда берется этот грех: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7:21–23). Желание наживы — это пагубное стремление нашего сердца, нашей души. Соответственно, проблема коррупции лежит, в первую очередь, в нравственной плоскости. Никакие внешние ограничения или наоборот поощрения не смогут изменить человеческое сердце, пока человек сам не захочет исправиться.

Дает Священное Писание и примеры исправления взяточников. Например, один из ближайших учеников Спасителя, автор одного из четырех Евангелий, апостол и евангелист Матфей, был тем самым мытарем, которого так ненавидели простые люди: «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф. 9:9). Он услышал проповедь Христа и оставил свое пагубное дело.

Наряду со Священным Писанием Церковь в качестве источника своего вероучения имеет и Священное Предание, в которое входит святоотеческая письменность. Все Святые Отцы единодушно осуждали взяточничество и прежде всего делали акцент на его причинах и последствиях. Например, Преподобный Иоанн Пророк (подвижник VI века) писал о том, что в решении каких-то проблем на взятки рассчитывать бесполезно. Это будет не решение проблемы, а лишь некая отсрочка: «не покупайте заступления смертного и тленного человека, потому что сегодня он существует, а завтра нет его». Святитель Феофан Затворник (наш соотечественник, святой и духовный писатель XIX века) предупреждает о зависимости от того, к чему мы пристрастились. Для взяточника деньги — это его бог, который им управляет: «Чье сердце пристрастилось ко греху, для того он Бог. Посему для чревоугодника чрево — Бог (Флп. 3:19), для лихоимца — деньги (Кол. 3:5)». Его современник, Святитель Игнатий Брянчанинов, указывает на то, что земное благополучие мало связано с деньгами: «Пагубна страсть лихоимства <…> Господь, чтоб поразить страсть лихоимства в самом ее начале <…> показывает, что продолжительность земной жизни с ее превратностями нисколько не находится в связи с накопленным излишним имуществом. Продолжительность земной жизни и благополучие ее истекают не от многого имущества, они истекают от благословения Божия». Он же предупреждает о том, насколько далеко можно зайти коррумпированному чиновнику: «Когда лихоимство обратится в страсть, тогда оно позволяет себе все насилия, все угнетения ближнего. В помощь страсти лихоимства приходит страсть лукавства и лицемерства. Из совокупления их является расположение к придирчивости, привязывающейся под предлогом неупустительного исполнения законов ко всем мелочам, изобретающей виновность для невинных, усиливающейся придать таким поведением вид справедливости бесчеловечным притеснениям и жестокостям, совершаемым над ближними». Одно из подтверждений тому, что коррупция — это зло, состоит в том, что делается она втайне: «Люди, желая сделать беззаконие, ищут сокровенных мест: <…> лихоимцы и мздоимцы берут мзду тайно; лукавцы, хитрецы, льстецы, лицемеры и злобные внутри себя скрывают зло свое; и все дела темные соделывают делатели их во тьме, как сыны тьмы».

Святитель Василий Великий (святой и церковный писатель IV века) говорит о том, что коррумпированный чиновник на самом деле очень слаб, хотя хочет показать обратное: «Не делай насилий по той причине, что властвуешь; не лихоимствуй, потому что силен; напротив того, поелику есть у тебя преимущества власти, то покажи права справедливости. Не в том, чего не силен ты сделать, можешь представить доказательство послушания и страха пред Богом, но в том, в чем имеешь силу преступить, и не преступаешь». Одно из канонических правил указывает на необходимость возмещения причиненного ущерба коррупционером путем помощи нуждающимся: «Вземлющий лихву, аще восхощет неправедную корысть истощити на нищих, и впредь от недуга любостяжания свободен быти».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл постоянно затрагивает эту болезненную тему. В одном из своих приветственных слов, которое он произнес в присутствии Президента РФ, членов правительства и других высокопоставленных чиновников Его Святейшество затронул тему нравственного состояния российского общества, высокий уровень которого является важнейшей составляющей в деле преодоления коррупции: «Ну, а разве для государства безразлично нравственное состояние граждан? Разве может быть законопослушным безнравственное общество? Разве можно справиться с коррупцией и криминалом вне нравственности? Самая совершенная юридическая система не будет работать, самые мощные правоохранительные органы не смогут уберечь общество от самораспада, если будет распадаться человеческая личность».

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев) в Счетной Палате Российской Федерации акцентировал внимание на катастрофических последствиях коррупции: «Финал болезни известен — деградация, распад и гибель государства. Величайшие империи, казавшиеся непоколебимыми столпами стабильности и прогресса своей эпохи, разъедаемые червоточиной коррупции, рассыпались в прах и оставляли под своими обломками и праведных, и неправедных, и коррупционеров, и их сограждан, страдавших от коррупции». Стоит вспомнить печальный пример Византии, культурными наследниками которой в целом мы являемся.

Причина этого нравственного порока проявляется также в том, что в мире активно насаждается агрессивный секуляризм, выхолащивается всякое религиозное знание, которое является нравственным фундаментом для любого общества. Владыка Иларион по этому поводу замечает, что «Нравственный вакуум не может существовать долго, и духовно-инертное общество создать не удастся, поскольку там, где размываются понятия добра и зла, где сознательно разрушается система ценностных ориентиров, её место занимают анти-ценности, приходит релятивизм и нигилизм со всеми вытекающими последствиями»

Церковь не стоит в стороне от проблем общества, к которому принадлежат ее верующие люди. Как заметил Святейший Патриарх Кирилл, дело Церкви — «работать с человеческими душами, потому что одних только властных рычагов в преодолении коррупции явно недостаточно».

При каждой епархии существуют отделы по взаимодействию с вооруженными силами, правоохранительными органами, органами государственной власти и муниципалитетами. В их рамках ведется постоянная работа по борьбе с коррупцией, проводятся встречи со служащими, хорошо зарекомендовала себя практика освящения знамен и символов того или иного органа государственной власти. Со многими государственными органами подписываются соглашения о сотрудничестве, в котором отдельно прописываются меры по борьбе с коррупцией. В частности такой договор был подписан со Счетной палатой Российской Федерации. Согласно документу, обе стороны будут заботиться о сохранении нравственности в обществе, противодействовать коррупции, экстремизму, духовной экспансии, участвовать в восстановлении и развитии исторического и культурного наследия, проводить просветительские акции, вести диалог в законодательной сфере.

Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами «призывает священнослужителей и всех православных верующих обращать внимание на факты коррупционных проявлений в общественной и профессиональной деятельности и принимать необходимые меры по противодействию коррупции.

При этом, как учит практика духовного делания, начинать следует с себя». Также Русская Православная Церковь в качестве своей правозащитной деятельности особо выделяет противодействие вовлечению людей в коррупцию и другие виды преступности.

Но помимо всех внешних форм взаимодействия Церковь еще и несет свое каждодневное и невидимое для широкой общественности служение. Ежедневно священнослужители работают с конкретными людьми. Они их увещевают, наставляют, говорят в проповедях о пагубности коррупции. Многие и многие люди, получая духовную поддержку, начинают верить в возможность исправления ситуации и в первую очередь начинают с себя.

В подготовке материала использовано выступление протоиерея Андрея Лебедева и статья «Коррупция — нравственный порок. Как его лечит Церковь?» по материалам сайта tatmitropolia.ru

Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и
правоохранительными органами Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку