18.09.2017

Состоялся «осенний» Борисоглебский крестный ход

По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка сегодня, 18 сентября, в День памяти святого благоверного князя Глеба, был совершен Борисоглебский крестный ход: чтимая икона святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба по традиции была перенесена на зимний период из Борисоглебского храма села Никульчино в Троицкую церковь села Волково.

18 сентября (5 сентября по ст. ст.) Православная Церковь празднует день памяти святого благоверного князя Глеба. Благоверный князь Глеб (во святом крещении Давид), является одним из первых русских мучеников-страстотерпцев. Он пострадал вместе со своим братом князем Борисом (во святом крещении Романом).

Сегодня, в день памяти святого князя Глеба, 9.00 в храме в честь святых Бориса и Глеба села Никульчино началась Божественная литургия. Богослужение возглавил благочинный Слободского округа протоиерей Евгений Смирнов в сослужении настоятеля Борисоглебской церкви иерея Андрея Полякова.

Помолиться за Литургией и принять участие в крестном ходе собрался полный храм паломников.

«Христианский подвиг совершается во все времена»

За богослужением благочинный Слободского округа протоиерей Евгений Смирнов в своей проповеди рассказал о духовном подвиге святых князей Бориса и Глеба, о их мученической кончине, об уроке христианской любви, который преподнесли святые князья страстотерпцы всем последующим поколениям наших соотечественников.

- Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем память святого князя Глеба. Братья Борис и Глеб были сыновьями крестителя Руси киевского князя Владимира, а события, о которых мы сегодня вспоминаем, произошли в скором времени после Крещения Руси. По-разному может человек принять святое Крещение и по-разному жить после этого великого Таинства. Крещение должно стать для каждого из нас началом новой жизни – жизни во Христе, жизни по святым заповедям Божиим. Но мы знаем, как часто бывает так, что для одного Крещение бывает во спасение, а другой человек идет иным, совершенно противоположным путем, и хотя в полноте воспринимает благодать Господню в момент своего Крещения, человек отнюдь не живет по заповедям Божиим. Так, и в семье святого князя Владимира встал выбор – как дальше жить, приняв Святое Крещение. Мы видим, как по-разному поступали его сыновья. Князь Святополк, который вошел в историю как Окаянный, затеял страшное дело: он решил любой ценой проложить дорогу к великокняжескому престолу, решил стать Киевским князем, но, зная, что престарелый князь Владимир, его отец, скорее всего, престол завещает другим братьям: возможно, Борису, возможно, Глебу, возможно, Ярославу, а, возможно, еще кому-то, он решился на страшный грех братоубийства. Князья Борис и Глеб стали первыми на его пути. Он знал, что его отец, святой князь Владимир, особенно любил Бориса и Глеба, за их кроткий нрав, за их мужество и храбрость, за их верность своему отцу и за многие другие качества, главное же, что скорее всего должно было быть, за их преданность Господу Богу. И один из них мог стать Киевским князем, если бы не воспротивился Окаянный Святополк.

Святые князья Борис и Глеб оба знали о том коварном замысле, который готовил Окаянный Святополк. Они, имея княжескую дружину, могли бы воспрепятствовать этому злому замыслу, каждый из них мог бы обороняться, напасть первым, нанести удар, отставить самого Святополка, и тогда бы развязка была бы совершенно иной, но святые князья Борис и Глеб приняли решение, которое в наши дни покажется более чем странным. Они вообще отказываются от какого-либо сопротивления доконца, они не верят в то, что Святополк способен на такую подлость, хотя верные слуги многократно их об этом предупреждали, зная о замысле Окаянного Святополка. Они отказываются в это верить, они отказываются сопротивляться, делают все, чтобы на Руси не была развязана гражданская война, а до этого был буквально один шаг: стоило только оказать сопротивление, стоило только спровоцировать эту гражданскую бойню, и было бы то, что сейчас происходит на Донбассе, когда православные убивают православных. Святые же князья Борис и Глеб пытались отвратить Русь от этого страшного греха – братоубийства, сделали все, чтобы этой войны не было, чтобы не проливалась русская кровь. Они предпочли самим умереть страшной мученической смертью, лишь бы на Руси не было вдов и сирот, они не хотели быть этому причиной. Решиться на это мог только поистине мужественный человек с благородным сердцем и крепкой верой в Господа Бога. По сути дела, они взошли на крест, как взошел на него Богочеловек Господь наш Иисус Христос. Ведь когда Господа распинали, он также мог умолить своего Небесного Отца и, наверное, и следа бы не осталось от мятежного города Иерусалима, наверное, в мгновение ока могли бы быть истреблены небесным огнем те же самые книжники и фарисеи, Понтий Пилат, но Господь претерпел доконца ради нашего спасения, Он взошел на крест, претерпел крестную смерть и уже потом последовало Воскресение.

Святые князья Борис и Глеб также взошли на крест, пошли на смерть ради Христова Евангелия, ради спасения Руси от междоусобных войн. Их пример оказался гораздо выше, чем идея Святополка. В наши дни это можно расценить, как слабость, но с духовной точки зрения это была великая сила духа. Где Святополк, который в тот момент якобы одержал верх? Кто-то помнит о нем? О нем не помнит никто. Его жизнь исчезла в одночасье. Да, он завладел Киевом, правда, продержался там буквально несколько лет, и оттуда его «вышиб» его старший брат князь Святослав. Затем он долго скитался и безвестно пал где-то в тогдашней Польше. Просто исчез. В летописи же он так и именуется – Святополк Окаянный. Такова людская память о нем. А в вечности куда пошла его душа? И куда взошли души святых князей Бориса и Глеба!

Таким образом, все наши поступки, и наши дела, и наши помышления могут быть оценены только с позиций вечности. Об этом – о конечной цели нашей земной жизни мы должны постоянно помнить, совершая те или иные дела: какой ответ мы дадим перед Господом Богом? Ответ святых Бориса и Глеба был непостыден для праведника: они в полноте исполнили Христово Евангелие. А если мы уклоняемся от этого пути, нам предстоит перед Господом Богом отвечать за наши поступки. Мы уклоняемся от спасительного пути, когда мы грешим перед Господом Богом. А грешим мы по-разному: мы можем грешить не только делами, но и своими словами, и своими дурными мыслями – так или иначе, путь греха – это всегда путь погибельный. Воспоминая подвиг святых князей Бориса и Глеба, мы, наверное, должны задать себе вопрос: какой дорогой идем мы? Всегда ли эта дорога прямая? Возводит ли дорога на небеса или уводит в обратную сторону? Чем наполнено наше сердце? Дай, Господи, чтобы у каждого из нас было бы такое же любящее сердце, какое было у святых князей Бориса и Глеба. Примечательно то, что они пострадали за Христа, когда были совсем молодые, им обоим было лет едва за двадцать, и таким образом они Господу Богу отдали самый цвет своей молодости. Возникает вопрос: а на что уходит наша жизнь? На что мы губим свою жизнь в подростковом возрасте, в переходном возрасте, в двадцать, тридцать лет и в каком возрасте мы, наконец, вспоминаем о Господе Боге? Вспомнив о Господе, насколько мы свою душу очищаем покаянием и готовим ее для вечности? Ответ на эти вопросы может дать только наша христианская совесть. «Жизнь прожить – не поле перейти» - говорит нам русская пословица. Дай Бог, чтобы наш жизненный путь был непорочным. Да, мы порой спотыкаемся, порой падаем, порой грешим, но дай, Господи, нам пройти достойно этот путь, чтобы достичь главной цели нашей христианской жизни.

Нам не повторить подвиг святых Бориса и Глеба, потому что мы живем совершенно в иных реалиях, реалиях уже XXI века, но христианский подвиг совершается, наверное, во все времена тогда, когда мы побеждаем грех в себе. Когда, например, могли другого человека обозвать и оскорбить, но этого не сделали. Когда могли отомстить, но не стали мстить, как не стали мстить Окаянному Святополку святые князья Борис и Глеб. Одним словом, мы подвиг совершаем тогда, когда основой нашей жизни, фундаментом нашей жизни, при всех реалиях XXI века, является Святое Евангелие и заповеди Божии. И, дай Бог, чтобы именно так было у нас, в чем да помогут нам святые князья страстотерпцы Борис и Глеб. Аминь.

В 11.00 верующие отправились крестным ходом из Борисоглебского храма  вслед за чтимой святыней. В пути читался акафист святым князьям Борису и Глебу. Возле врат старого кладбища села Никульчино была отслужена заупокойная лития.

Напомним, что село Никульчино является одним из первых поселений, где началась в XII веке православная жизнь на Вятской Земле, а икона святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба – одна из первых святынь, почитаемых православными новгородцами на Вятке. Икона в честь святых Бориса и Глеба с 15 мая находилась в храме села Никульчино, и по традиции 18 сентября крестным ходом ее перенесли «на зиму» в Троицкий храм села Волково.

Примечательно, что утром в Троицкой церкви села Волково также совершалась Божественная литургия с празднованием памяти святых князей страстотерпцев, после которой в сторону села Никульчино выдвинулся встречный крестный ход с иконой Георгия Победоносца, возглавляемый настоятелем Троицкого храма протоиереем Владимиром Орловым. После полудня крестные ходы встретились под деревней Большие Сколотни, и общим крестным ходом паломники продолжили путь в село Волково.

Фотоальбом
Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку