14.03.2016

Митрополит Марк совершил Великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского

Сегодня, 14 марта в 18.00, в понедельник первой седмицы Великого поста, митрополит Вятский и Слободской Марк возглавил Великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Успенском кафедральном соборе.

Как отмечает епископ Николай (Погребняк) (по материалам сайта «Православие и мир»), «Богослужебные тексты Великого поста – неиссякаемая сокровищница воздержания плодов. Ведя своих чад поприщем Святой Четыредесятницы, обращаясь к духовному опыту прежде покаявшихся, Церковь дает им разум спасения, во оставление грехов. Но среди множества прекрасных великопостных песнопений, несомненно, самое любимое и известное – читаемый на 1-й и 5-й седмицах Великого поста Великий канон, творение преподобного Андрея Критского. Все исследователи, в разное время занимавшиеся изучением творчества святого Андрея, единодушны во мнении, что Великий канон “представляет драгоценность литургического богословия Православной Церкви”.

Состоящий из 250 тропарей, Великий канон “велик не только по числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей, по глубине чувств и силе выражений”. Духовно созерцая чреду событий и лиц Ветхого и Нового Заветов, преподобный Андрей побуждает нас к строгому трезвению, научает высоким духовным истинам, призывает, имея глубокую скорбь о своих грехах, не терять упования на Бога, всегда готового принимать кающихся грешников».

Писатель и богослов, профессор Православного Свято-Сергиевского института в Париже Оливье Клеман сравнивает Великий канон с пробуждением души: «В Каноне много раз говорится о глубинах этой душевной скорби. Отвращение и тоска охватывают человека пред тщетою его дел, волнений, забот, в которые он погружается, чтобы не думать о своей бренности. “Тщеславно сердце мое, исполненное гордыни”, жалкого самодовольства или, проще говоря, духа печали. <…>. Отцы-пустынники пишут об одном из величайших грехов – забвении Бога, то есть самого себя и тайны другого, истины существ и вещей. Это подобие сна наяву, исполненного пустых мечтаний, в которых душа «рассеивается», раздваивается. Об этом раздвоении говорится в Послании апостола Иакова: «Человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих», распадается на части, становится жертвой того беса, чье имя «легион» (Мк. 5, 9). “Вотще в пустоте расточил я достояние души своей”, “никчемен я и бесплоден”.

Ночь, зримо приходящая с наступлением смерти, оказывается, давно заволакивала собою жизнь: “В нощи житие мое преидох присно: тьма бысть и глубока мне мгла нощь греха…” Во тьме мы чувствуем, как нас подстерегают гибельные силы, хитроумие Лукавого: “Да не поглотит меня враг”, – повторяет четвертая песнь Канона.

И тогда человек получает благодатный дар “памяти смертной”. Это беспощадная память пробуждает совесть. Александр Солженицын, например, показывает, как опыт лагерной жизни, когда «память смертная» становится неразрывной составляющей этого опыта, пробуждает осознание себя.

Остается неутолимый голод: “Как же стражду я, отвергающий всегда Твои животворные словеса!” Остается жажда, которая так долго обманывала себя лживыми мечтами, игрой теней на гробовом своде. И тогда ум и сердце отворачиваются от всего ложного – таково прямое значение слова μετάνοια, переводимое как «покаяние» и на самом деле означающее отказ от пребывания в плену внешней реальности. Человек стряхивает с себя окаменелое бесчувствие, самодостаточность и постоянное самооправдание за счет обвинения других. Возвращение к себе означает возвращение к Богу и выражается в исповеди: “Пробудись, душа моя, подумай о делах своих, пролей капли слез твоих, безбоязненно открой Христу дела и помышления твои”. Скажи Богу, который читает в твоем сердце: “Тайны сердца моего открыл я пред Тобою, внемли моему самоосуждению, помилуй меня Своею Любовью”.

…Первая седмица Великого поста - время строгого поста. С понедельника по четверг вечером в храмах читается Великий канон преподобного Андрея Критского.

Митрополит Вятский и Слободской Марк в этот период совершит Великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в храмах разных приходов Вятской Епархии: во вторник 15 марта в Екатерининском кафедральном соборе г. Слободского, в среду 16 марта в Успенском соборе г. Советска, в четверг 17 марта в Всехсвятском соборе г. Кирово-Чепецка.

Пресс-служба Вятской Епархии 

Фото

Возврат к списку