Слово Митрополита

Пасхальное послание митрополита Вятского и Слободского Марка - 2024 год

Снизшел еси в преисподняя земли

и сокрушил еси вереи вечныя,

содержащыя связанныя, Христе,

и тридневен, яко от кита Иона,

воскресл еси от гроба.

Ирмос 6-й песни Пасхального канона

Дорогие о Господе всечестные отцы, братья и сестры, монашествующие и миряне Вятской епархии! С радостью и благодарностью мы встречаем Пасху – светлый праздник Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. В этот день мы отмечаем победу жизни над смертью, света над тьмой. Пасха напоминает нам о великой жертве Христовой, которая принесла нам спасение и возможность обрести вечную жизнь.

В день Светлого Христова Воскресения мы с особенной силой ощущаем свою причастность к великой тайне Божьего Домостроительства, ясно чувствуем, что мы не одиноки в этом мире. Воистину Пасха Христова – это полнота откровения о Боге и о Царстве Божием, ибо Воскресением Сына Божьего раскрывается смысл всякого бытия. Пасхой Христовой дается нам образ единства: единства друг с другом, единства в Церкви Православной, единства со Христом Спасителем.

Воскресение Христово для нас неисчерпаемый источник силы и надежды в любом времени и пространстве. Святой апостол Павел уверяет, что вместе со Христом мы приобретаем жизнь с Богом, ибо «правдою Одного всем человекам оправдание к жизни...» (Рим 5, 18).

Праздник Пасхи с бесстрашием раскрывает наши души навстречу миру, напоминая нам, что во Христе мы обретаем подлинную свободу, мужество и милосердие. Пусть наша вера и любовь к Богу и людям будут нашим светоносным оружием в борьбе со злом и тьмой века сего. Будем всегда помнить неложное обетование Спасителя о том, что Он с нами «до скончания века» (Мф. 28, 20). Духовное возрастание, очищение души, посильное делание во славу Божию – вот на чем должна основываться жизнь христианина, ибо истинно празднует Воскресение Христово тот, кто сам воскрес от мертвых дел для веры и добродетели.

В этот святой день призываю вас поделиться радостью Воскресения с теми, кто нуждается в помощи и сострадании. Пусть наша благодарность за дар воскресшего Христа проявляется в нашей готовности служить ближнему, быть для него крепкой опорой и утешением. Никто не даст нам внутреннего мира и спокойствия, если наши сердца будут закрыты для человеколюбия. Каждый на своем месте должен хранить духовное единство, протягивать руку братской поддержки всякому человеку – верующему или неверующему, праведному или грешному. Нам надлежит трудиться ради созидания нашего прекрасного Отечества, наполняя его согласием, правдой и самоотверженностью. Этот труд не будет легким. Но только он способен победить вражду и разобщенность, избавить от уныния и горечи. Да поможет воскресший Господь нам всем преуспеть на этом благонадежном пути.

Пусть пасхальная радость наполнит наши семьи, принося мир, благословение и взаимопонимание, да не останется никто из нас в печали. Еще и еще раз от всей души обращаюсь к вам, всечестные отцы, братья и сестры, с радостным приветствием, идущим от апостольских времен и передающимся из поколения в поколение: Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

+МАРК
МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ

Пасха

2024 год

Вятка

Рождественское послание митрополита Вятского и Слободского Марка. 2024 год

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья, сестры, монашествующие и миряне Вятской Митрополии! 

Поздравляю всех вас с Рождеством Господа нашего Иисуса Христа!

В Рождестве кроется тайна Богоявления, и исполнение обетования, и залог будущего, невысказанного, которое для всех нас, верующих людей, связано с жизнью, пришедшего в мир и ставшего человеком Господа нашего Иисуса Христа. Бог ничего не творит случайно и бесцельно. Будучи Причиной мира, все события, происходящие в мире, Он неизменно направляет к нашему спасению. Рождество Христово вновь ставит нас у порога Вифлеемской пещеры, переносит в ту самую ночь, когда «Слово стало плотью» (Ин. 1:14). Это событие так непостижимо, что, казалось бы, внешние обстоятельства рождения Христова должны были бы потерять со временем свое былое значение, но они бесконечно дороги и памятны для каждого из нас, поэтому остаются в человеческой истории и возвращаются к нам каждый год — пещера, таинственная звезда, пастухи, поющие ангелы, волхвы и их дары Богомладенцу: ладан, золото и смирна.

Рождество Христово произошло в тишине и безвестности. Из всего мира людей лишь несколько восточных мудрецов и бедных пастухов были извещены о пришествии в мир самого Бога, поэтому каждый раз, когда нас начинают искушать гордые мирские желания и тщеславные земные замыслы, поставим себя перед смиренной Вифлеемской пещерой и поразмыслим над тем, что мы делаем, и соответствуют ли наша жизнь и наши дела жизни Христовой и тому, что сделал для нас Бог, воплотившись на земле.

Вочеловечение и рождение безвестного Богомладенца в смутные времена, когда царили несправедливость и смятение, являет нам цель, ради которой был создан человек. Цель рождения Сына Божьего состоит в соединении человека со своим Творцом и Господом. Надежда человека — в Рождестве, Кресте и Воскресении Христовом, единственного истинного владыки Вселенной и Спасителя всей твари, вызванной вечным Словом из небытия.

В этот праздничный день напомню вам, дорогие мои, о радостном духоносном событии. В конце октября в Свято-Успенском кафедральном соборе состоялась встреча Феодоровской Иконы Божией Матери, принесённой из Богоявленско-Анастасииного монастыря г. Костромы. Чудотворная Феодоровская Икона Божией Матери имеет общероссийское значение: на протяжении более трех веков Она является Державной Заступницей Российского государства. Тысячи верующих людей нашей митрополии в дни пребывания святого образа на земле Вятской с 27 октября по 5 ноября смогли приложиться к этой великой святыне, духовно укрепиться, молясь от всего сердца Необоримой Заступнице нашей земли, а также попросить у Неё Божией помощи в восстановлении Феодоровского храма. Ещё недавно деревянная церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери собирала прихожан и радовала жителей города своим внешним видом. Утрата этой святыни наполнила печалью сердца всех людей, умеющих ценить духовную культуру и красоту русских храмов.

22 сентября 2024 года наш город будет отмечать свой 650 – летний юбилей. Этот день является подтвержденной датой первого упоминания города Вятки в древнерусских летописях. Вятская митрополия примет самое деятельное участие в юбилейном торжестве. В преддверии этого замечательного исторического события принято официальное решение о возведении на месте утраченной церкви каменного храма. Он будет воссоздан по первоначальному проекту знаменитого вятского архитектора Ивана Чарушина. В самом скором времени на высоком берегу Вятки вновь поднимется прекрасный храм в честь иконы Феодоровской Божией Матери, и приходская жизнь продолжится в нем с новой благодатной силой.

Мы – народ Божий, вместе мы способны превозмочь любые жизненные нестроения и несчастья. Пусть Господь хранит нашу Вятскую митрополию, наши большие и малые приходы и общины. Пусть в Рождественскую ночь каждый встретит Богомладенца Христа в своем сердце с верой, с чувством благодарности Богу за все его благодеяния. Пусть свет Рождества наполнит наши души, и уста будут петь радостную весть: «Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».

+МАРК, МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ

Рождество Христово

2024 год

Вятка

Обращение митрополита Вятского и Слободского Марка по поводу первого празднования Собора новомучеников и исповедников Вятской Митрополии

Всечестные отцы! Братья и сестры!
Радостное известие пришло в Вятскую митрополию: по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 30 октября по новому стилю утверждено празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Вятской митрополии на епархиальном уровне. Сегодня мы с благоговением вспоминаем их нравственный подвиг, их великое духовное противостояние богоборческим силам. Молитвами новомучеников и исповедников, просиявших на земле Вятской, Господь не оставил нашу землю и даровал русскому народу победную волю на свершение многих достойных и богоугодных деяний.
Путь к Пасхе неизменно лежит через Голгофу. Этот крестный путь избрали первые христиане, по нему столетие за столетием следовали святые. Новомученики и исповедники Вятские тоже показали нам пример личного мужества и терпеливого несения своего креста. Они явились драгоценным воплощением сокровищницы христианской традиции. Первые мученики и исповедники Христовы заложили то плодородное основание, на котором расцвело древо Православной Церкви. С этим духовным основанием веры и соединяют нас святые новомученики и новые исповедники Вятские.
В последние десятилетия в нашей жизни было и остается немало трудностей и испытаний. Но горький опыт минувшего столетия многому нас учит и от многого предостерегает, поэтому будем бесстрашно следовать стезей спасения за новомучениками и исповедниками Вятскими. Будем возрастать вместе с ними в любви и творить добро. Молитвенно вознесем в этот праздничный день их святые имена перед престолом Божиим. Путь следования за Христом — это путь просветленного принятия скорбей. Когда нам кажется, что данный нам крест превыше наших немощных сил, обратимся с горячей верой о помощи ко Господу и к новым мученикам и исповедникам Вятским, которые всю жизнь свою отдали Христу. Почтим их память своей богоугодной жизнью, принесём им в дар дела милосердия и любви. Святые новомученики и исповедники Вятские, молите Бога о нас!

Приветственное слово митрополита Вятского и Слободского Марка на пленарном заседании XXVIII Свято-Трифоновских образовательных чтений

Уважаемые учредители и участники чтений! Всечестные отцы! Братья и сёстры! Сердечно приветствую и поздравляю вас с открытием XXVIII Свято-Трифоновских образовательных чтений!

Разговор о путях развития отечественной культуры сегодня крайне важен. С XX столетия европейская культура исказилась перекосами в общечеловеческую идеологию космополитизма и трансгуманизма, перестала видеть и ценить в человеке вечный образ и подобие Божие. К сожалению, наша отечественная культура за многие годы рыночной экономики не избежала влияния деструктивных, а по сути – неоколониальных идей Западной цивилизации, чуждых русскому самосознанию и соборному духу. Поэтому в настоящее время для нас самый главный процесс — это преодоление вызова неоколониальной культуры, утверждающей дух гедонистического индивидуализма и оторванности от бытия Божьего. Тридцать лет отечественную культуру колонизировали и делали это более чем успешно. Пришло время возвращаться к истокам православной культуры. Социальный запрос в российском обществе на значительные перемены в отечественной культуре определенно ощутим. Перемены неизбежны и необходимы. Это вопрос жизни страны в многополярном политическом мире.

Поясню свою мысль. Творение из личностного начала – категорическое требование свободного искусства, оно делает как будто немыслимой возможность творчества религиозно и догматически определенного. Некоторые наши современники так доныне и полагают, но примеры сотен великих писателей, художников, композиторов минувшего XX века заставляют переосмыслить эту «невозможность». Все возможно для верующего творческого человека! Многие прославленные деятели русской культуры в совершенстве воплотили законы свободного искусства и при этом значимо говорили об истинах православной веры, свидетельствуя о возможности подлинного творчества внутри церковной ограды. Вся человеческая культура – земное основание для богообщения, в идеале – взаимодействие, передача любви через материю и формы мира. Высочайшие образцы культуры созданы в Православной Церкви для общения в любви и радости с Богом. Так было и так будет.

Светская культура давно разлучилась с церковными канонами и догматами, но общая ценность, значимость светской культуры и искусства за многие сотни лет выросла неимоверно, потому что это был драгоценный опыт познания мира через изучение самого себя, через свое мировосприятие и передачи этого опыта в произведениях искусства другим людям. Сейчас этим опытом творческому человеку поделиться с другими сложно, технологический прогресс в XXI веке разогнался до такой степени, что опыт отдельного человека не принимается последующим поколением, так как оно вырастает уже в другой глобально-культурной реальности. В этой реальности действуют зачастую иные этические и эстетические нормы. Сегодня плохо работает институт авторитета возраста, отвергаются устоявшиеся эстетические каноны, и даже норма необходимого объема культурных знаний существенно понижена. Понятие многогранности, энциклопедичности, разносторонности – отметается. Нужен человек-автомат, которого учат определенным навыкам и способностям. Нас учат повсеместно считывать информацию, культурный код, а не глубоко сопереживать произведениям культуры и получать от этого переживания эстетическую и духовную радость. Во многих странах искусство перестает быть национальным богатством. Идет процесс стандартизации культурных потоков. Потери исконных народных традиций просто огромны. Нашу страну, как я уже говорил, эти негативные мировые процессы не обошли стороной, но во многом, благодаря усилиям Православной Церкви, в российском обществе сохраняются высокие идеи милосердия и человечности, истины и чести. Именно поэтому я уверен, что современное российское искусство учится преодолевать искусы призрачных, якобы общемировых ценностей прозападного образа жизни, ибо не перестает разговаривать с Богом и человеком, открывать ему новые стороны и глубины мира.

Нам не остановить поступательное движение в развитии человеческой цивилизации, как не остановить времена года. Это ясно без доказательств. Придут новые формы культуры, не лучше и не хуже, другие, соответствующие самосознанию и мировосприятию современного человека, но ясно одно – какими бы не были формы постиндустриальной культуры, цифровой эпохи человечества, русским писателям, художникам, композиторам, режиссерам театра и кино, иным деятелям искусства, нужно всегда помнить о своих православных корнях и создавать новые произведения культуры в духе Евангельской правды и любви. Призываю вас быть оптимистами: русская культура «обречена» на творческое делание и процветание. Издавна наш народ называют народом-богоносцем. В этом нет гордости, а только послушание и обязанность хранить веру православную. Вот живое сердце русской культуры, наша духовная жемчужина! Сберегая православную веру, наш народ выковал в себе могучий государственно-соборный стержень, благодаря которому он и воздвиг, и распространил государство Русское от края земли до океана.

Вся трудность сегодня в том - как сохранить в условиях глобального мироустройства святую православную веру, суть нашего национального самосознания? Только в одной горизонтальной душевно-художественной плоскости культуры сделать это будет чрезвычайно непросто. Предвидится множество горьких утрат и поражений на этом пути. «Слово о погибели земли Русской» было восплакано в первой половине тринадцатого века. Но «земля русская, светло украшенная» восстала и раскинулась под небом обширным стократными «хлебами». Самые серьезные и глубокие, талантливые и самобытные произведения современных русских творцов, подчас даже вопреки их горькому сердечному настроению и историческому видению, как раз об этом и провозвещают и поют: никогда не погибнет ни земля, ни язык, ни сам народ русский в темной круговерти истории, ибо с нами Бог.

Сегодня православный патриотизм в культурных делах выходит на передний план. Патриотизм в культуре – прежде всего знание и приятие своей национальной культурной традиции. Понимание, что мировая культура – это многоголосие, где у тебя может быть голос только вместе со своей страной, со всем её наследием, проблемами и достижениями, а не пение в унисон или подражание неким «общечеловеческим» правилам и стандартам. Что такое патриотизм в культуре? Это сострадание, умение показывать искру Божьей благодати в каждой заблудшей душе. Настоящий патриотизм русского деятеля культуры – не форма его политической сиюминутной выгоды, а высшее проявление способности любить. И это всегда личностно, сокровенно, как и вера. Любить свою страну, её пространство, её людей и её сложное историческое время. Казалось бы, это совершенно естественно, но, к сожалению, часть современной российской культуры и ныне продолжает работать против идеалов народного духа, против нравственных устоев Евангелия.

Безусловно, создание произведений искусств, – не единственное дело человека. Но то, что мы утратим, если утратим это творческое дело, – это полнота узнавания образа и подобия Божьего в человеке. Именно подобное отношение к творчеству я бы назвал догматическим смыслом культуры на все времена. Православная Церковь никогда не откажется от своей максимальной задачи: созидать, строить христианскую культуру и христианское общество. Но этой задачи нельзя решить, находясь в самоизоляции, за стенами, возводимыми посредством отрицания всего, что не принадлежит Церкви. Стучите в сердца ваших детей, внуков, правнуков, стучитесь в сердца ваших соседей, ваших близких всеми доступными средствами земного искусства – может быть, они откликнутся на милосердное действие предваряющей благодати Христовой. Желаю всем устроителям, участникам, и гостям XXVIII Свято-Трифоновских образовательных чтений помощи Божией в делах культуры и во всех благих начинаниях.

Пасхальное послание митрополита Вятского и Слободского Марка - 2023 год

Ныне вся исполнишася света;

Небо же и земля и преисподняя:

да празднует убо вся тварь востание Христово, в Нем же утверждается

 

тропарь 3-й песни Пасхального канона.

 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Дорогие о Господе всечестные отцы, братья и сестры, монашествующие и миряне Вятской Епархии! Ликуя всем сердцем, поздравляю вас с великим праздником Воскресения Христова.

Пасха Христова – это полнота жизни в Боге, ибо Воскресением Христовым раскрывается смысл всякого бытия. Пасхой Христовой дается нам образ единства: единства друг с другом, единства в Церкви Божией, единства во Христе Воскресшем.

По важности благодеяний, полученных нами через Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств. Нечто чудесное совершается в пасхальную ночь. Молящиеся в храмах чувствуют себя по-особенному: они стоят в светлых одеждах, радостные и спокойные, с горящими свечами в руках, не чувствуя усталости, ибо благодать Божия возносит всех нас в теплой сердечной молитве на небеса, ближе к нашему воскресшему Спасителю.

«Мы спасены в надежде», – говорит апостол Павел. Это значит, что всё, обещанное Христом, сбудется: горечь разлуки сменится радостью встречи, и всякую слезу Господь отрет с очей скорбящих, и болезни исчезнут, и самая смерть упразднится, и настанет бесконечная радость вечной жизни!

Чтобы успокоить наши тревоги и смягчить печали, чтобы влить в нас новые силы, Господь каждый год посылает нам Пасхальную радость – как утешение, залог и предчувствие будущих свершений. Пусть эти светлые чувства помогут нам перестроить свою жизнь так, чтобы мы научились жить для добра, как некогда ученики Христовы. Чем искреннее мы усвоим Его учение, тем свободнее и духовно сильнее мы будем проходить земное поприще. Христос Воскрес, и мы воскреснем Его силой! Каждый войдет в божественный свет Пасхи в меру своего духовного совершенства и любви.

«Ныне вся исполнишася света; Небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в Нем же утверждается». В сей долгожданный пасхальный праздник призываю вас проносить животворную весть о Воскресении Христовом через всю жизнь свою, делясь ею со всеми, кто еще не ведает о всепобеждающей силе любви Христовой. Мы должны всегда помнить завет Спасителя прибегать на помощь нашим страждущим братьям и сестрам: немощным, сирым, убогим, опечаленным «стихиями века сего» и всем тем, кто ищет пасхальный свет истины, кто желает приобщиться к вечной жизни во Христе Иисусе. Не позволим земной удручающей суете погасить благодатный огонь любви в нашей душе. Все заботы и скорби пусть отступят перед немерцающим светом Христова Воскресения. Пусть вдохновляют и утешают нас во всех жизненных обстоятельствах слова Христа Воскресшего: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Воистину Воскресе Христос!

+МАРК
МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ

Пасха

2023 год

Вятка

Рождественское послание митрополита Вятского и Слободского Марка. 2023 год

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья, сестры, монашествующие и миряне
Вятской Митрополии!

Поздравляю всех вас с Рождеством Господа нашего Иисуса Христа!

Переживая радостное событие Рождения Христова, мы чувствуем неизреченную любовь к нам, и наше сердце трепещет от благодарности Богу за все Его щедроты и благословения, ниспосланные роду человеческому. В Вифлееме в небольшом и незнатном селении родился Господь наш Иисус Христос не в золоте и пурпуре, как сын царя, даже не в деревянной колыбели, как сын плотника, нет, родился Он в яслях в бедной пещере для домашнего скота. Он стал Человеком, чтобы стать Спасителем для всех людей.  Он преклонился до земли, чтобы поднять на Свои плечи весь земной мир. Ради нас Всемогущий Бог «зрак раба приим», Беспредельный – ограниченным, Бессмертный – смертным. Бог ничего для Себя не оставил, чтобы нашу жизнь, нашу боль, нашу человеческую немощь – исцелить, наполнить Своей жизнью, Своей любовью и Своей силой. Богомладенец Христос, ныне лежащий в яслях, есть Свет миру, ярко горящий в ночной тьме.

Рождество Христово говорит нам об исключительном доверии Бога к человеку, о нашей ответственности по отношению к этому непреложному доверию. Каждого из нас Бог творит, вызывает к бытию по невыразимой любви для того, чтобы мы вступили с Ним в евхаристическое таинство взаимной любви. Загляните в вифлеемские ясли: в них лежит Младенец, Который зависит всецело от того, что над Ним совершат. Матерью Божьей Он принят. Она стала храмом, местом пребывания Всесильного Бога. Праведный Иосиф Обручник в смущении боролся с самим собой до момента, когда ангел ему открыл тайну Боговоплощения. Мудрецы пешешествовали за чудесной звездой, которая вела их к Солнцу Правды. В кротком Младенце они каким-то непостижимым образом узнали Человека, обреченного на смерть, провидели Бога, пришедшего плотью, увидели Царя, который лежит в яслях, отвергнутый всеми в той деревне, где Пречистая Дева и Иосиф искали себе пристанище. Пастухи с чистым сердцем пришли по свидетельству ангелов и поклонились Ему.  И в это же время царь Ирод, боясь, что родился в эту ночь ему соперник в царстве земном, готовил смерть Того, о Котором он знал, что Он — Царь Израилев. Зло, в том числе наше человеческое зло, не перестает строить нечестивые заговоры против своего Создателя и Господа, но Он продолжает верить в нас, несмотря на цену своих будущий страданий, зная о своем крестном пути на Голгофу. Бог не перестает вызывать к бытию новых и новых людей. Все Священное Писание, весь опыт святых нам говорят о том, что человек создан по образу и по подобию Божию, что в каждом из нас кротко сияет отпечаток образа Сына Единородного от Отца. И задача нашей жизни — вглядеться во все то, что в этом образе уцелело, и этот образ обновить и преобразить верой и любовью. Мы обязаны искать в себе то, что делает нас родными Ему, уподобляет нас Ему, делает нас на Него похожими.

Будем молиться Матери Младенца Иисуса, Деве Марии, да покроет Она Своим заступлением нашу страну и народ, и да просветит молитвами Своими всех детей и родителей, все семьи, нуждающиеся в помощи и благословении Божием. Сердечно поздравляю еще раз всех вас с великим праздником Рождества Христова. Да воцарится в сердцах наших Христос Господь, и с Ним да царствует мир и благословение!

+МАРК, МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ

Рождество Христово

2023 год

Вятка

Рождественское послание митрополита Вятского и Слободского Марка. 2022 год

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья, сестры, монашествующие и миряне Вятской Митрополии! Отечески поздравляю всех вас с Рождеством Господа нашего Иисуса Христа!

Рождество Христово – величайшее уникальное событие во всей человеческой истории, второе рождение мира. Предвечный Бог, не подвластный времени и пространству Творец вселенной, умаляет себя и рождается человеком. Он принимает на себя все земные ограничения, радости и скорби. Бог сам сходит с сияющих небес, но не в грозовом облаке, не в золоте своей божественной славы, не величавым царем, не могучим воином. Он приходит к нам беззащитным младенцем в бедной пещере и возлежит в обычной деревянной кормушке, откуда домашние животные берут свою грубую пищу.

Воистину ныне праздник Божьей Любви и Милости, ибо мы не оставлены на земле одни со всеми своими бедами и печалями. Господь не забыл нас посреди огромного житейского моря. Он родился, Он стал таким же, как мы, чтобы быть с нами, чтобы наша жизнь всегда была неразрывно связана с Его божественной жизнью. Поэтому мы и ликуем сегодня в эту рождественскую ночь, и славим вместе с ангелами и пастухами: «Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!»

Господь наш Иисус Христос приходит на землю в самых простых условиях. Он является и при рождении, и значительно позже, когда выходит на проповедь Евангелия, только самым простым людям: пастухам, рыбакам, обычным жителям своей земной Отчизны. Он не идет ни к царям, ни к первосвященникам, ни к важным государственным чиновникам. Христос идет к тем, кто живет в простоте и правде, кто не гордится своим положением в обществе, кто открывает свое сердце миру, кто старается всей душой соответствовать Евангельскому идеалу, кто противостоит любовью разрушительным силам злобы и ненависти.

Мы спасены жертвенной любовью Христовой для жизни вечной. Осознавая это, православные христиане всего мира собираются в праздник Рождества Христова в храмах и молитвенных домах, чтобы соборно приобщиться духовной радости о пришедшем в мир Спасителе. Мы преисполняемся благодарности Богу за Его милосердие, радуемся от счастья и приносим в дар Богомладенцу Иисусу Христу наше твёрдое намерение жить праведно и благочестиво. С таким духовным настроем надлежит нам и далее в нашей земной жизни терпеливо подвизаться на пути личного спасения.

Рождество Христово – это не просто особое историческое событие в жизни рода человеческого. Это призыв окунуться в стихию Рождества, войти вместе с Христом, вместе с Иосифом, волхвами и пастухами в Его пещеру, стоять у Его яслей. Именно от этих яслей мир начал свое движение к новому возрождению. Именно поэтому праздник Рождества во многом посвящен детям. Они — будущее спасение мира и надежда Божия. Им предстоит верой и молитвой приумножать жизнь на земле. И мы призваны вести детей к вере, вести их ко Христу. Только так мы можем помочь нашей стране и всему миру сохранить бесценный дар, которым является любая человеческая жизнь, и ради которого к нам пришел Спаситель.

Возлюбленные отцы, братья и сестры! С праздником Рождества Христова вновь и вновь поздравляю всех вас! Пусть светлый рождественский праздник принесёт в ваши дома и семьи радость жизни в согласии, любви и правде Божией! Бог да благословит всех нас миром, здравием и успехом во всяком добром деле!

+МАРК, МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ

Рождество Христово

2022 г.

Вятка

Пасхальное послание митрополита Вятского и Слободского Марка. 2021 год

Небеса достойно да веселятся, земля да радуется.
Да празднует весь мир, видимый же и невидимый;
ибо восстал Христос
веселие вечное.

Канон Пасхи, песнь первая

Дорогие о Господе всечестные отцы, братья и сестры, монашествующие и миряне Вятской Епархии!

Радуясь всем сердцем, поздравляю вас с великим праздником Воскресения Христова и возглашаю вместе с вами: «Христос воскресе!»

Вновь настал долгожданный день Пасхи, и нам вновь дано присоединиться к чуду воскресения Богочеловека Иисуса Христа, сокрушившего адские темницы и поправшего смерть. Природа человеческая обновилась во Христе, с Ним воскресла и с Ним вознеслась к престолу Отца Небесного, явив во всей полноте первозданную красоту любимого творения Божия.

К этому светоносному преображению и вечной радости призваны и мы. Христос Спаситель открыл для нас врата Царства Небесного. Он призывает всех и всем дает радость уже здесь, в земных пределах, таинственно и неразрывно соединяться с Ним в святых Таинствах Церкви.

Врачующая благодать, дарованная Воскресением Христовым, особенно сильно переживается в пасхальные дни. Поэтому с таким торжествующим воодушевлением звучат в наших храмах песнопения в честь Победителя смерти. Будучи источником жизни вечной, Спаситель мира даровал нам радость встречи с Ним. Эту радость никто у нас не отнимет, ибо она живет в самой глубине христианской души, встретившей Господа.

Вскоре после отдания Пасхи мы отметим 80-летие со дня начала Великой Отечественной войны. День 22 июня 1941 года в душе народа отозвался огромной болью, но единая боль сплотила наш народ и привела его к победе над фашизмом, а для многих наших соотечественников она стала путем к новой жизни – жизни во Христе. Мы верим и надеемся, что Спаситель дарует жизнь вечную всем, кто отдал свою жизнь за Отечество и ближних.

В этом году Русская Православная Церковь будет праздновать 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Он вошел в историю России как гениальный полководец, как великий государственный деятель, сумевший сохранить русскую землю и православную веру во времена раздоров и смуты. Вятская земля тоже хранит о нем благодарную память. С его именем связана знаменитая страница нашего города – создание величественного Александро-Невского собора, построенного на народные средства и разрушенного в 1937 году. Воссоздание собора дело будущего, но уже сегодня в канун празднуемого события начато строительство каменного храма в честь Александра Невского в поселке Просница и готовится к освящению новый храм в честь святого в городе Кирово-Чепецке. Будем и дальше возрождать духовное богатство нашего Отечества, возводить стены новых святынь, не забывая очищать свои сердца молитвой и деятельной любовью.

Пасхальный праздник наполняет душу ликованием. Если мы не позволим житейской суете погасить его благодатный свет, – все заботы и скорби нашей земной жизни отступят перед сиянием Пасхи Господней. Будем же хранить радость о Воскресении Христовом, щедро делитесь ею с теми, кому еще не открылось, что «Бог есть Любовь», а Царство Его есть Царство милости и света. Каждому от всей души желаю быть достойным участником сегодняшнего пасхального торжества! Воистину воскресе Христос!

МАРК
МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ

Вятка, Пасха, 2021 год

Рождественское послание митрополита Вятского и Слободского Марка. 2021 год

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья, сёстры, монашествующие и миряне Вятской Митрополии! Поздравляю всех вас с Рождеством Господа нашего Иисуса Христа!

И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними,
как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою.

Евангелие от Матфея, 2:9–10

Радость святой ночи Рождества вновь охватывает весь мир. Тайна воплощения Сына Божия – сердцевина нашей православной веры. Она была предречена и предвидена ветхозаветными пророками, вдохновлёнными Духом Святым, затем была открыта как историческая реальность и исповедана апостолами Христовыми.

Смирение и ангельская кротость – первая добродетель, которую Христос проповедал людям в Нагорной проповеди. И Своим примером Он явил эту добродетель, родившись не в царских палатах, а в пещере, где пастухи укрывали свои стада от непогоды. Сын Божий не для того пришел в мир, чтобы сказать: «Я Создатель вашего мира, а вы все – мои подданные!» Нет! Он пришел, чтобы возвестить о другом, вечном и светоносном мире. Своим пришествием Христос словно говорит нам: «Возлюбленные! Я хочу вывести вас из этого мира, который хотя и прекрасен, но преходящ. Я прихожу, чтобы протянуть вам руку помощи, чтобы быть вашим Посредником. Я приношу вам радостную весть: настал день спасения. И он всецело ваш!»

Преподобный Максим Исповедник учит: «Христос есть блаженная цель, ради которой всё было сотворено в мире. Глядя на Него, Бог призвал всё к жизни. Ибо ради Христа существуют все времена и всё, что они охватывают. Единение Творца с творением было предрешено от начала мира. Когда пришла полнота времён, оно стало зримым во Христе, неся с собой исполнение предначертаний Божиих».

Пещера Рождества являет нам человеколюбивую тайну Вочеловечения Бога Слова, но давайте осознаем, какое бесконечно сложное, переходное время избрал Господь для Своего воплощения, и будем в этом определении свыше черпать силы и великодушие на сегодняшний и завтрашний день. Последние полгода на наших глазах мир становится другим. Эти изменения сложно переживать, но Бог с нами, и как Он не оставлял нас всякий раз, когда наш народ претерпевал трудности и испытания, точно так же будет и сейчас во времена всеобщей неопределённости, связанные с эпидемией. Давайте учиться слышать себя и близких, не позволим горю, малодушию и унылому страданию свить гнёзда в наших сердцах.

Пусть свет Рождества наполняет нас, уста будут петь радостную весть: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецах благоволение!»

Трудным и долгим был путь восточных звездочётов к Вифлеемской пещере. Каждый верующий, подобно этим древним мудрецам, также призван пройти свой непростой путь к Богу. Другими словами, мы все пришли сегодня в храм не только чтобы получить, а чтобы отдать, вручить Божественному Младенцу свои человеческие дары. Принесём же Богомладенцу Христу всю нашу радость. Радость о том, что Он изменил нашу жизнь, и теперь самое дорогое, самое заветное в нас – это ликование от того, что Он теперь в нашей жизни навсегда. И ничто не может нас с Ним разлучить. Прими же, Господи, в дар наши сердца, нашу нелестную надежду. Пусть, подобно Вифлеемской звезде, нас ведут по жизненному пути слова Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Возлюбленные отцы, братья и сёстры! От всего сердца поздравляю вас с праздником Рождества Христова. Правой верой и добродетелями встретим Сына Божьего в душах и домах наших и светло возрадуемся свету рождественского торжества.

+МАРК, МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ
Рождество Христово
2021 г.
Вятка

Пасхальное послание митрополита Вятского и Слободского Марка. 2020 год

Вчера я погребался с Тобою, Христе, 
сегодня восстаю с Тобою воскресшим.

Третья песнь канона Пасхи

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, 
боголюбивые братья и сестры, 
монашествующие и миряне Вятской Епархии! 
В эту пасхальную ночь наши сердца вновь наполнены радостью от всепобеждающих слов:
Христос Воскресе! 
Крест Христов явился миру как знамение спасительной любви Божией. Он засиял в Пасху ослепительным светом Воскресения. В этом свете мы призваны многое увидеть и осмыслить иначе, ибо он открывает главное в нашей жизни – насколько каждый из нас присоединился к Отечеству Небесному и достаточные ли усилия мы приложили к тому, чтобы стяжать спасение души. 
Будем же всеми силами стараться познавать великое духовное сокровище, которое мы имеем, – праздник Пасхи, святую православную веру. В этом стремлении сохранить в целостности свою православную традицию, свою культуру нет никакого противопоставления себя окружающему миру – более того, в сегодняшний пасхальный праздник мы вновь и вновь призываем всех людей разделить нашу радость о Воскресшем Господе, и да звучит повсюду светлое благовестие: Христос Воскресе! 
Пусть радость пасхального торжества укрепляет нас в вере Христовой, дарует нам мужество противостоять всем соблазнам и испытаниям. Будем всегда помнить обетование Спасителя о том, что Он с нами «до скончания века» (Мф. 28: 20). 
Пасха Христова – праздник древнейший и самый торжественный из всех праздников христианских! Пасха Христова – это полнота жизни в Боге, ибо Воскресением Христовым раскрывается смысл всякого бытия. 
Сегодня в условиях сложной эпидемиологической обстановки Церковь продолжает свое милосердное служение ближним, священнослужители не оставляют свою пастырскую заботу о прихожанах, миряне делают все возможное для преодоления короновирусной инфекции. Вирус поставил нас в действительность, которая дает нам возможность явить свою любовь, жертвенность к людям, независимо от их рода и звания, заставил многих серьезно задуматься о благих переменах в своей жизни, вспомнить о вечном и сокровенном. 
Уверен, что с Божьей помощью мы вместе преодолеем сегодняшнее испытание и выйдем с доброй совестью из любой кризисной ситуации. И как бы трудно ни было нам на этом пути, не будем унывать, «зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою» (2 Кор. 4:14). 
Пасха Христова - это благодатная сокровищница, и ее дарами мы врачуем любую человеческую немощь, восполняем любое наше земное несовершенство! 
Святитель Филарет, митрополит Московский, ободряет нас словами веры: «Воскресение Христово есть для нас источник размышления, удивления, радости, благодарности, надежды, источник всегда новый, сколь ни давно, сколь ни часто из него черпаем». 
Завершая пасхальное поздравление, хочу напомнить, что в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне этот год в России назван Годом памяти и славы. Празднуя День Победы, мы укрепляем историческую связь между народами России, сохраняем преемственность поколений и обновляет национальную память для стабильной жизни нашего Отечества.
Всенародный праздник 9 мая останется жить в наших сердцах и всегда будет служить одной из нравственных опор для сохранения единства России. Вечная память героям, воинам-освободителям и славным труженикам тыла! В Пасхе Христовой нам тоже дается многополярный образ единства: единства друг с другом, единства в Церкви Божией, единства во Христе и со Христом, победившим смерть. 
Дорогие о Господе досточтимые пастыри, благочестивые иноки и инокини, братья и сестры! От всей души еще раз поздравляю вас с великой победой Жизни над смертью, света над тьмой - светлым праздником Воскресения Христова! 
МАРК 
МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ 
Вятка, Пасха, 2020 год 

Рождественское послание митрополита Вятского и Слободского Марка. 2020 год

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья, сестры, монашествующие и миряне Вятской митрополии! Поздравляю всех вас 
с Рождеством Господа нашего Иисуса Христа!

«И сказал им Ангел: не бойтесь; 
я возвещаю вам великую радость, 
которая будет всем людям». 
Евангелие от Луки, 2 гл. 10

В эту светлую ночь Всемогущий Бог и Господь наш Иисус Христос родился в далеком Вифлееме, для того, чтобы однажды войти в душу каждого из нас, наполнить ее победным миром и верой в несокрушимую любовь Отца Небесного. Пусть же сегодня совершится главное событие рождественского праздника: пусть наши сердца в сокровенной глубине узнают и прославят явившегося миру Богомладенца — как своего единственного Спасителя, как самого близкого Помощника и Покровителя на нашем земном пути к Жизни Вечной! 
Рождение и время жизни Иисуса Христа на земле – время совершенно исключительное и уникальное. Все прежнее пребывание Бога на земле известное нам, включая и семь дней творения, не составляет и тысячной доли тех тридцати трех лет, которые Христос пребывал в миру.
Рождение Богомладенца означает, что раньше Его, Сына Божьего и Спасителя, между Богом и людьми не было, и до тех пор, пока Его не было, человек не мог, не имел сил, чтобы одолеть грех. Своим воплощением в земных условиях Бог тем самым как бы оправдывает человека, поднимает его, немощного, дает ему возможность опереться на благодатную помощь свыше на всем протяжении своего жизненного пути. 
В рождественскую ночь мы ясно постигаем: единственное, что могло помочь, спасти человека от власти греха, смерти и диавола – это Чудо Его Рождения от Девы Марии, Чудо Его божественного Воплощения. И сияние этого Чуда продолжилось во все дни земного служения Сына Божьего. Оно продолжается и сейчас в нашей жизни, в нашем современном мире. Господь Иисус Христос, проходя с проповедью Евангелия, не утешал красивыми и правильными словами калек и тяжело больных людей. Он не призывал их долготерпеть и смиряться. Он их полностью исцелял, возвращал совершенно здоровыми к полноценной жизни. Это Правда и Милость сегодняшнего рождественского праздника: участь больных, несчастных калек, увечных и бесноватых так ужасна, что без спасения, без свидетельства Чуда, любые самые мудрые и утешающие слова – ничто. То, сколько чудес, самых разных, в самых невероятных обстоятельствах, совершает Христос на земле, показывает нам, как необходимо Чудо в мире, как оно целительно и что без веры в него невозможно жить и надеяться. 
Творя свои бесчисленные Чудеса, начиная прямо с первой ночи Своего Рождения, внося покой и мир с Небес в мятущееся сердце человека, Господь исходит из понимания, что мир, где оказался человек по своей воле – страшен и лежит во зле. Но Он, Христос, Сын Божий и Сын Человеческий, явился в этот мир, чтобы спасти и преобразить его в Духе Святом. 
С Рождением Спасителя мира открываются для нас врата в Царствие Небесное. Да откроется ныне и сердце каждого христианина, чтобы принять великую тайну спасения, и да осветится оно кротким светом Вифлеемской звезды, чтобы нам чрез веру стать сынами света. 
Будем молиться непрестанно Матери Богомладенца Иисуса, Деве Марии, да покроет Она Своим заступлением нашу страну и весь наш народ, нуждающийся в Милости и Божьей помощи. Еще раз сердечно поздравляю всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры со всерадостным праздником Рождества Христова! Да воцарится в сердцах наших Христос Господь, и с Ним да царствует мир и благословение! 
+МАРК, МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ
Рождество Христово
2020 гг.
Вятка

Приветственное слово митрополита Вятского и Слободского Марка на пленарном заседании XXIV Свято-Трифоновских образовательных чтений

Уважаемые учредители и участники чтений! Всечестные отцы! Братья и сёстры! Сердечно приветствую и поздравляю вас с достойным проведением XXIV Свято-Трифоновских образовательных чтений!

Указом Президента России 2020 год назван Годом памяти и славы. В рамках этого года, в целях сохранения исторической памяти, по всей стране будет проведено множество торжественных и медийно-информационных мероприятий, поэтому наши XXIV Свято-Трифоновские чтения логично проходят под названием «Великая Победа: наследие и наследники».

Приближается праздник, который мы скоро будем отмечать с особым чувством – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны. Он объединяет всех наших людей вне зависимости от их национальности и вероисповедания, возраста и политических убеждений.

Вторая мировая война занимает главенствующее место в истории нашей страны и всего человечества. На долю России выпала основная тяжесть борьбы с немецко-фашистской агрессией и милитаристской Японией. В масштабных сражениях под Москвой и Ленинградом, под Сталинградом и на Курской дуге, на Днепре и в Белоруссии, в Прибалтике и Восточной Пруссии, в странах Юго-Восточной, Центральной и Северной Европы, Маньчжурии, на Южном Сахалине и Курильских островах, советские войска нанесли фашистам и их союзникам решающие поражения, которые переломили ход всей Второй мировой войны и привели к окончательной Победе, дав свободу народам Европы и восточной Азии.

Великая Отечественная война для нашего народа является не только фактом истории. «Не в силе Бог, а в правде», — сказал святой благоверный князь Александр Невский. Сила Божия была с народом нашим потому, что мы сражались за правду. Душа народа сплотилась воедино ради защиты жизни и мира, вопреки страшным гражданским конфликтам, революциям и войнам в первой половине XX века. Наш народ считается не только освободителем, но и миротворцем.

Пусть же и сегодня наш народ трудится ради всеобщего мира и нравственных ценностей человечества. В этом благородном стремлении ему всегда будет сопутствовать Русская Православная Церковь, прошедшая с ним всю тысячелетнюю историю, познавшая вместе с ним горести и радости, разочарования и успехи.

Празднуя день Победы, мы закладываем прочную основу нашей связи с будущими поколениями, с нашими детьми и внуками. Считаю очень важным, чтобы память о трагических и победных днях Великой Отечественной войны была для нас не просто красной датой календаря, но была нашей жизнью, одной из опор возрождения России.

Дай Бог, чтобы и сегодня Господь благословлял наше воинство, наш добрый и великодушный народ, чтобы мы, возрастая духовно в вере, вместе с этим укреплялись и со внешней стороны, потому что в мире глобализма России нужно быть и материально сильным государством, способным защитить свою независимость и свободу, свою духовно-культурную идентичность.

Но только ли наследие возвышенной радости, гордости за свой народ, несет с собой победа? Нет, конечно. Это наследие включает также сознание обязанности, сознание долга, сознание ответственности за настоящее и будущее России, чтобы сделать победу плодотворной и полностью уврачевать исторические и душевные раны, нанесенные войной.

Общее прошлое объединяет нас, и мы должны быть достойными наследниками жертвенного подвига, совершенного нашими отцами и дедами в военные годы. Сколько бы лет ни прошло с той далекой поры, новые поколения призваны с честью хранить наследие Победы, чтобы дальше созидалось преемство нашей истории, нашей культуры, нашего нравственного самосознания.

Призываю нашу молодежь быть достойной памяти своих отцов и дедов, учиться у них преданности и мужеству. Они вынесли все военные тяготы и испытания и завоевали мир для всего мира. Национальные идеалы и традиции, любовь к Родине, которые с особой силой проявились во время Великой Отечественной войны, должны быть сегодня высшей нравственной ценностью, основой патриотического воспитания подрастающего поколения. Я убежден, что без ведения планомерной, обширной и профессионально верной работы по формированию исторического сознания молодого поколения, уважения к своей стране, понимания ее исторической роли в мировых процессах не сложится поколение Победителей, которое будет достигать успехов не в битвах армий, а на территории Культуры.

Сегодня важно осознать простую истину: у нас нет другой истории, кроме истории России. У нас нет иной молодежи, кроме молодежи России. Понимая, что она разная, мы должны сосредоточиться на поддержке тех, кто готов включиться в конкретные дела в интересах России. И не обязательно целой страны — своей области, города, села, института, школы, предприятия. Этой сердцевине деятельной молодежи и следует оказать поддержку — духовную и материальную. Здесь соединяются интересы Российского государства, Русской Православной Церкви и гражданского общества.

Завершу свое выступление архипастырским благословением: желаю всем устроителям, организаторам, участникам Свято-Трифоновских образовательных чтений помощи Божией в добрых трудах и благих начинаниях.

Пасхальное послание митрополита Вятского и Слободского Марка – 2019 год

       Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни, и от земли к небеси...

                                                             (Ирмос 1 песни Пасхального канона)

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые братья и сестры, монашествующие и миряне Вятской Епархии! Сердечно поздравляю вас с Праздником праздников – Светлым Христовым Воскресением!

 Христос Воскресе!

В эти святые дни наши храмы по всей древней богохранимой Земле Вятской снова и снова наполняются радостным пасхальным трезвоном, извещая о Воскресшем Спасителе нашем Господе Иисусе Христе. Своим Воскресением Он сокрушил врата ада, даровал нам обетование вечной жизни и нашего с Ним воскресения.

С этого момента смерть перестала быть для человека жестокой неизбежностью разлуки со всем, что он научился любить на земле.  Смерть стала переходом к новой, духоносной жизни с самим Богом. «Христос есть истинная жизнь, и наша подлинная жизнь есть пребывание во Христе», - говорит святитель Василий Великий. Наше пребывание с Богом является началом нашей неистребимой радости уже здесь на земле и нашего блаженства в вечности. 

Пасха – это торжество любви Господней, которая была явлена миру через искупительный подвиг и воскресение Единородного Сына Божьего. Мудро рассуждает об этом преподобный Дорофей: «Человека Бог создал Своими руками и украсил его, а всё другое устроил для служения ему, но что ещё удивительней, когда человек лишился рая через грех свой, Бог опять призвал его кровью и Воскресением Единородного Сына Своего. Какой же дар и какую жертву должны мы принести Христу в день Его Воскресения? Одного Он желает от нас, чтобы мы образ Божий в себе омыли от скверны греха, чтобы обнаружилась красота этого славного образа, происходящая от добродетелей».

Посредством греха в душе водворяется горечь и мука, сплошная печаль без предела.  Только общение со Христом Воскресшим наполняет человеческое сердце тишиной и радостью. От жизни в любви Христовой душа исполняется силой Воскресения. И тогда печаль отступает. И горечь пропадает навсегда. И страх исчезает, который приносит с собой смерть.

Безусловно, это очевидные истины, но сделать их опытом своего сердца, своего деятельного ума задача для каждого верующего человека крайне непростая.

Никто, дорогие мои, не даст нам внутреннего мира, спокойствия и равновесия душевного, если наши сердца будут закрыты для человеколюбия, взаимотерпения и ежедневного труда на ниве духовной. Будущее наших потомков, основание крепости и единства нашего государства как раз и заключаются во взаимной любви, которой согревает наши души Воскресший из гроба Жизнодавец Христос!

Постараемся же быть милостивыми к недостаткам наших ближних, как и Господь милостив к нам.  Научимся покрывать их своей любовью и прощать их, превосходя любовью человеческий закон и суд. Ибо выше закона – только любовь, выше суда – лишь милость, и выше справедливости – лишь прощение. Поступая так, мы обнаружим в себе новый опыт пасхальной жизни, с удивлением заметим в своем дотоле беспокойном сердце – всегдашний покой и умиротворение, желание служить ближнему верой и правдой.   

Дорогие и возлюбленные о Господе досточтимые пастыри, благочестивые иноки и инокини, братья и сестры! Еще раз от всего сердца поздравляю вас со Светлым Христовым Воскресением! Спаситель наш да подаст всем нам в эти радостные пасхальные дни Свою милость, благодать и утешение.

   Христос Воскресе!

МАРК

МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ

Вятка, Пасха 2019 год

Рождественское послание митрополита Вятского и Слободского Марка. 2019 год

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья, сёстры, монашествующие и миряне Вятской митрополии! 
Отечески поздравляю всех вас 
с Рождеством Господа нашего Иисуса Христа! 

Вифлееме, готовься к сретению Девы Марии и Матери Божией. Ибо вот, Она идет к тебе, неся Младенца Христа, присносущного с Отцом безначальным и Духом. Она в пещере родит Его, и по рождестве снова явится Девой.

                                                        Седален

        Святая Рождественская ночь вновь охватывает весь мир. И в самый разгар переутомления человеческого мира, враждебности, бесконечных кризисов, страстей и волнений, она вовремя и явственно показывает нам величайшее таинство Вочеловечения Сына Божьего.

        В радости и покое священной ночи Рождества Он — безначальный, невидимый, непостижимый – незаметно и просто входит в плоть и кровь нашей человеческой истории. Он сходит на землю одновременно и как «Великого совета Ангел, начальник мира, отец будущего века» (Ис. 9, 6), и как человек от Матери Приснодевы и разрешает Своей благодатью тяжелые жизненные нестроения, определяет достоинство и нравственный идеал для каждого человека.

       Трогательным праздничным назиданием звучат слова одного афонского монаха, поделившегося впечатлением, что произвела на него пещера в Вифлееме: «До посещения Вифлеемской пещеры, живя в скалистой, недоступной местности, в скромной келье, в которой едва могло поместиться лишь самое необходимое, у меня были мысли, что я из себя, как монах, что-то представляю. Теперь же, увидев место, где родился Сам Бог Иисус Христос, я чувствую всю свою малость, ибо вижу, как смирился Бог, родившись в такой бедной пещере – загоне для животных, где Ему едва-едва нашлось место».

      Тайна воплощения Сына Божия, ставшего Человеком из безграничной любви к человеку, есть основание и сердцевина христианской веры. Она была предречена и предвидена ветхозаветными пророками, а после, когда пришла «полнота времен», была открыта как историческая реальность и исповедана апостолами Христовыми, возвеличена и воспета Церковью.

        Великий православный богослов Максим, названный за свое стояние в вере Исповедником, изумленно восклицает: «Христос есть блаженная цель, ради которой все было сотворено. Ибо ради Воплощения Христа существуют все века и все, что они охватывают. Во Христе имеют они свое начало и конец».

   Своим Вочеловечиванием в Вифлееме Иисус Христос входит в человечество и остается навечно живущим посреди него. Он всегда присутствует в Церкви в Святых Таинствах, особенно при совершении Святой Литургии, во время которой верующие слушают Его Евангелие и принимают Его Тело и Кровь как залог вечной жизни и радости в Небесном Царстве. Тайна сошествия и приближения Сына Божия к нам, людям, призывает и нас приблизиться к Нему, встретить Его в нашей земной жизни.

    Одно из рождественских песнопений увещевает нас: «Придите, верные, вознесемся и увидим божественное схождение свыше в Вифлееме и, очистив свой ум жизнью чистой, принесем в мир правую веру и добродетели и с ангелами вместе воскликнем: слава в вышних Богу, сущему в Троице».  

        Пусть каждый из нас в эти праздничные дни Рождества отринет от себя жизненную суету, освободит свое сердце от мертвящей тяжести греха, поднимет свой ум высоко, чтобы обрести благодать и милость, чтобы с нами всегда был родившийся Спаситель и Господь наш, Иисус Христос.

        Будем молиться Матери Младенца Иисуса, Пресвятой Богородице, да покроет Она Своим неодолимым заступлением страну нашу российскую и да укрепит материнской силой Своей тех, кто сегодня нуждается в помощи и благословении Божием.

Возлюбленные отцы, братья и сёстры, еще раз поздравляю вас с праздником Рождества Христова!  Благодать и мир Родившегося Богомладенца и радость в Духе Святом да будут со всеми вами!

МАРК
МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ
Вятка, 2019 год

Приветственное слово митрополита Марка на открытии открытии семинара «Концепции современного естествознания и библейская картина мира» в Вятской православной гимназии

Уважаемая Елена Николаевна! 
Ваше Высокопреподобие, отец Сергий! 
Уважаемые преподаватели и наставники!

Примите мои самые теплые сердечные поздравления с 20-летним юбилеем нашей гимназии, единственной православной школы с полным циклом среднего образования. Вдвойне приятно назвать гимназию не только православной, но и поименованной в честь духовного учителя и покровителя Вятской земли – преподобного Трифона Вятского. Каждый из вас имеет полное право в этот памятный день радоваться своей сопричастности к такому замечательному учебному заведению.

За долгий двадцатилетний срок ваш педагогический коллектив, глубоко воспринявший преемственность от Мариинской гимназии, прошел сложный путь становления в поисках духовно-нравственных методов воспитания и образования. Эти поиски увенчались заслуженным общественным признанием и профессиональными успехами.

Сложно переоценить значимость служения педагога в непростых условиях современности. Это большая ответственность перед Богом и Отечеством за добрые всходы евангельской правды в душах детей. Именно в школьные годы в ребенке формируются самые важные черты человеческой личности, то, что в дальнейшем определяет всю его дальнейшую жизнь. Убежден, что детям необходимо давать не разрозненные знания об окружающем их материальном мире, которые он приобретает на школьных уроках, а целостное, гармоничное мировоззрение, способное подготовить подрастающее поколение к деятельному служению обществу и российскому государству. Такое понимание образования касается не только преподавателей гуманитарных предметов, которые в большей степени закладывают нравственные и мировоззренческие основы личности. Решать эти задачи призваны и учителя естественно-научных дисциплин. Уверен, что вы согласитесь со мной: нельзя преподавать школьные предметы, обедняя их духовную составляющую, просто заменяя ее бездушным материализмом.

XXI век – век технологических открытий. Вместе с тем, детей все больше окружают новые духовные и психологические вызовы. Поэтому учитель призван сегодня сохранять чувство духовной трезвости. Только личным примером педагог сможет уберечь воспитанников от непоправимых ошибок и поможет сделать правильный жизненный выбор. От этого выбора, без преувеличения, зависит будущее нашего народа. Вам хорошо известно, что равнодушный, эгоистичный человек не может быть хорошим педагогом. Труд педагога прекрасен, но он требует внутренней сосредоточенности, постоянной работы над собой. Без этого невозможно передать свой богатый внутренний мир детям, которые внимательно следят за каждым словом, за каждым поступком учителя. Личность учителя всегда была и будет для учеников образцом поведения. Его жизненная позиция, душевное благородство и любовь к школьному делу, сегодня важны, как никогда.

Профессия педагога во все времена была одной из самых почитаемых и благородных. Еще в древности к учителю обращались не только за знаниями, но за мудрым и ценным советом. Очень важно пробудить, особенно в начальных классах, у школьников интерес к получению знаний, к умению самостоятельно мыслить. Но еще важнее – помочь детям стать добрыми, ответственными и отзывчивыми людьми, достойными наследниками нашей русской культурной традиции. Жизнеспособность любого государства, развитие в нем культуры, науки, экономики во многом зависит от того, как в нtм относятся к педагогам. Ибо они являются связующим звеном в передаче традиций от старшего поколения к младшему. Поэтому честь вам и высокая похвала за многолетний и добросовестный труд, уважаемые педагоги православной гимназии, на благой ниве школьного образования.

Разделяя с вами, дорогие учителя, радость празднования 20-летнего юбилея гимназии, хочу пожелать вам крепкого здоровья, долголетия и радости сердечного отклика на ваши труды со стороны учеников, общества и государства. Благословение Божие да укрепляет вас в вашем почетном служении!

МАРК
МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ
Вятка, 1 ноября 2018 года

Приветственное слово митрополита Вятского и Слободского Марка на открытии XXIII Свято-Трифоновских образовательных чтений

Уважаемый Игорь Владимирович!
Ваше Преосвященство!
Дорогие братья и сестры
и все участники XXIII Свято-Трифоновских
образовательных чтений!

Давно замечено: Православие не ломает, а старается прорасти, наполнить светом Христовым ту или иную культурную традицию. Эта существенная особенность нашей веры, которую можно назвать сердечной отзывчивостью, способностью к творческому восприятию. Она вырастает из двух краеугольных оснований церковной жизни: свободы и ответственности. Почему не из любви, милосердия, наконец, не из радости о Господе и Духе Святом? Причина проста: без свободы невозможно говорить о любви, без ответственности – не будет милосердия и Евангельской радости. 
 
Напомню несколько нравственных аксиом. Что значит «я свободен»? Это не значит, что я могу делать все, что захочу, что никто не может мне препятствовать в моих делах и замыслах. «Свобода» - это не произвол отдельной личности. «Я свободен» - это прежде всего осмысление границ своих возможностей, чувство, что другие люди тоже имеют полное право на свободное проявление себя в обществе и окружающем мире. 
 
Любовь не загорается по стороннему повелению, причем всякая любовь: и к Богу, и к людям, и к делу, и к природе. Свобода есть способ жизни, присущий любви. И все это богатство есть, живет, глубоко дышит в каждой ежедневной службе на любом приходе. 
 
Но как научиться свободе и ответственности, чтобы потом воспринять дух любви, терпения, научиться подлинной радости? 
 
Это факт: молодежь сегодня испытывает небывалое медийно-информационное давление. Оно приобретает все более и более угрожающие размеры. Человек XIX века ужаснулся бы суете современного мира. Разве мог он предположить, что в XXI веке будут: телевидение, полеты в космос, всеобщая компьютеризация, интернет, мобильная связь, и возможность путешествовать по всему миру, изобилие продуктов питания и бытовой техники? Где, в чем молодому поколению найти спасение, свободу от этих ежедневных соблазнов? 
 
У Церкви есть свой серьезный ответ для молодежи. И не нужно за ним ходить далеко. Разумеется, важны отечественные традиции воспитания, опыт христианской молитвы и благочестия, невозможно обойтись современному человеку без знаний духовно-нравственных и культурных достижений своего народа. Все это так, но все же одним из самых действенных средств для приобщения молодежи к опыту жизни во Христе является совместная подготовка и проживание годового круга богослужений в цикле двунадесятых праздников. 
 
Всем своим тысячелетним строем годовой церковный круг, через свободу и ответственность, воспитывает милующее сердце, обращает человека к духовной стороне жизни, учит самодисциплине ума, сосредоточенности, душевной стойкости, обогащает познаниями в святоотеческом богословии, открывает красоту церковного искусства, выраженного в различных формах. Это сокровище Православия, и нельзя его недооценивать. 
 
В этом году Православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского отмечает свое двадцатилетие. За эти годы педагогический коллектив, глубоко воспринявший духовно-творческую преемственность от дореволюционной Мариинской гимназии, прошел большой и сложный путь становления в поисках духовно-нравственных методов воспитания и образования в православной школе. Эти поиски увенчались заслуженным общественным признанием и профессиональными успехами. Я со своей стороны желаю всему педагогическому коллективу новых достижений в обучении учащихся Православной гимназии. 
 
Все мы разные. Каждый со своим понимаем окружающего нас мира и церковным опытом. Двадцать пять лет свободного исповедания веры, это по меркам истории для народа очень маленький срок. Больше, чем за 70 лет безбожия, разорванных связей поколений, мы многое утратили и теперь возвращаемся к своим истокам. Да поможет нам Господь охватить сердцем и умом двухтысячелетний опыт жизни в Церкви, основанной Сыном Божиим – Христом Спасителем. 
 
И в завершении еще раз напомню собравшимся слова апостола Петра: «ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, – как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии». Всем устроителям, участникам, и гостям XXIII Свято-Трифоновских образовательных чтений желаю помощи Христовой в добрых трудах и благих начинаниях. 

МАРК
МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ
Вятка, 19 октября 2018 года

Пасхальное послание митрополита Вятского и Слободского Марка (2018 год)

                                              Христос Воскресе!

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые братья
и сестры, монашествующие и миряне Вятской Епархии!          

Если Христос не воскрес, 
то вера ваша тщетна. 
1 Кор. 15:17

Еще совсем недавно сердца наши были переполнены скорбными воспоминаниями о Голгофских страданиях, Крестной смерти и Погребении нашего Спасителя.

Но сегодня ликуют Небо и земля, возглашая победную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»

В эту чудную ночь Пасхи Господней мы вновь преисполнены радостью о Воскресшем Христе, и каждый христианин чувствует всю силу жизнеутверждающего приветствия: «Христос Воскресе!»

Воскресение Христа Спасителя – великое и уникальное событие мировой истории. Победа Сына Божьего над грехом и смертью –  непреложное основание нашей веры.

Без веры в Воскресение полностью утрачивается смысл всей земной жизни Христа Спасителя, а Его подвиг заканчивается поражением. Если бы то противоборство, которое Он каждый день вел со злом и несправедливостью, завершилась только мучительной крестной казнью, то для Его учеников, для всех нас, это означало бы одно: что зло непобедимо, что нет на земле силы, способной его преодолеть, что все наши надежды и чаяния – обречены на провал.

Воскресение Христа открывает иной всесветлый путь: несмотря на свою кажущуюся силу, зло бессильно, оно не способно вечно торжествовать над миром. Христос победил зло в его наивысшем проявлении — в смерти. И эта победа есть не только достояние Божье — все мы имеем возможность вместе со Христом разделить эту победу, а значит, обрести твердую уверенность в способности противостоять злу во всех областях личной и общественной жизни.

Но Победа Христа над злом еще окончательно не уничтожила само зло в мире. Воскресение, как и все, что совершает Бог, не ущемляет свободной воли человека, поэтому наше соучастие в торжестве Христа над смертью – это каждодневное противостояние злу под знаком надежды на вечную победу, это подлинный подвиг веры.

Основание нашей надежды — слова святого апостола Павла: «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор. 15:25-26). В конце земных времен Господь откроет Свое присутствие и наполнит Собою все мироздание. Для тех, кто всей своей жизнью утверждал добро и милосердие, это будет великая радость и венец веры.

Путь добра исполнен усилий и напряжения. Это прежде всего путь борьбы с самим собой. Но жизнь не ради собственного «я», а ради Бога и ближнего и есть подлинная человеческая жизнь. От нашего выбора, как и всегда, зависит не только наше личное благополучие, но и будущее нашего богохранимого Отечества.

От всего сердца поздравляю всех вас со светлым праздником Пасхи! Пусть же неиссякаемая сила Воскресшего Спасителя сделает нас сопричастниками Его Божественной Победы! Христос Воскресе!

МАРК
МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ

Вятка, Пасха 2018 год

Поздравление митрополита Вятского и Слободского Марка с Рождеством Христовым (2018 год)

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья, сестры,
монашествующие и миряне Вятской Епархии! Отечески поздравляю
всех вас с Рождеством Господа нашего Иисуса Христа!

«Слово стало плотию, и обитало с нами»
(Ин 1, 14)

Сегодня мы вновь прославляем родившегося в Вифлееме Божественного Младенца. Господь воплощается и становится Сыном Человеческим, дабы и мы, грешные люди, по благодати стали сынами Божьими. Через искупительную жертву Спасителя мы получили прощение грехов, примирились с Богом и стали наследниками Царства Небесного.

Христиане твердо верят: Бог не следит «свысока» из райских обителей за человеком, созданным по Его образу и подобию. Поэтому и вочеловечение Единородного Сына изначально являлось проявлением Божьего предвечного намерения Самому принять человеческую природу и оживотворить ее светом фаворского преображения.

В очередной раз Милостью Господней нам дано переживать тайну Вифлеемской ночи, когда «Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин 1, 14. Эта тайна Святой ночи уже более двух тысяч лет завораживает, изумляет все человечество, ибо в ней сокрыта вся неизреченная истина нашего спасения.

Неудивительно, что в эту благословенную ночь люди не спят, а бодрствуют и радуются, ибо в эту ночь Бог стал доступен каждому из нас. В эту ночь, когда   свершилось чудо Боговоплощения: небо объединилось с землей, дела Господни - с трудами человеческими.

Ныне Родившийся в Вифлеемских яслях Спаситель мира приходит к нам в служении Церкви, в Таинствах и, прежде всего - в Евхаристии, чтобы созидать Церковь, чтобы вести к столь необходимому на земле примирению и единству, чтобы быть Хлебом Жизни вечной (Ин 6, 35).

Мы молимся в эту рождественскую ночь Господу Иисусу Христу, чтобы Он и далее простирал над нашим Отечеством Свой небесный покров, дабы мы преуспевали всюду в своем христианском призвании и служении. 

Рождество Спасителя понуждает нас также к радости и надежде, потому что, вопреки всем трудностям, грехам и злу, в мире все еще существует надежда и радость для людей, если они любят Бога и своих близких. Потому вновь и вновь воспевает  Церковь: «Христос раждается – славите. Христос с небесе – срящите. Христос на земли – возноситеся!»

Возлюбленные братья и сестры! С праздником Рождества Христова вновь и вновь поздравляю всех вас! Благодать и мир Родившегося сегодня Богомладенца и радость в Духе Святом да будут со всеми вами!

МАРК

МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ

Пасхальное послание митрополита Вятского и Слободского Марка (2017 год)

Христос Воскресе!

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, 
боголюбивые братья и сестры,
монашествующие и миряне Вятской Епархии!

«Ныне вся исполнишася света, Небо же и земля 
и преисподняя: да празднует убо вся тварь 
востание Христово, в Немже утверждается.»
Тропарь 3-й песни Пасхального канона

В светоносный праздник Святой Пасхи, мы – христиане, исповедуем и возвещаем всему миру эту радостную весть: Христос Воскресе!  Каждый христианин призван осознать и прочувствовать всю силу этого жизнеутверждающего приветствия.

Переживание пасхальной благодати Святого Духа рассеивает мрак смерти и сердечного уныния.  Радость от Воскресения Христова подлинно превращает пасхальную ночь в торжество. Ибо тех, кто приняли Его, верующим во имя Его, Господь дал право наследовать Царство Божие.

Воскресение Христово - это не просто один чудесный момент в человеческой истории, но начало зарождения нового, таинственного мира, преодолевающего тление и смерть, дарующего нам в Церкви вечное единение с Богом. 

Воскресение Христово - это возникшая в нас новая духовная жизнь, ибо мы сами в своих сердцах через святые Таинства находим убедительные свидетельства Воскресения.  Происходящее сегодняшнее торжество в православных храмах есть дивное предвосхищение всеобщего Торжества Воскресения из мертвых, когда каждый войдет в Невечерний Свет Пасхи в меру своего духовного совершенства и добра.

Воскресение Христово - это подтверждение того, что Бог не оставил согрешившего человека, потерявшего надежду на свое избавление от греха, власти диавола и вечной разлуки в преисподней. Господь претерпел Крестные страдания и смерть, чтобы, сойдя во ад, сокрушить диавола и освободить души томящихся там людей.  После Воскресения Сына Человеческого нет более пространства в этой вселенной, которое было бы закрыто для Божественной Любви! Свет Христов просвещает ныне всех и вся!

Поэтому мы не должны, дорогие братья и сестры, в это праздничное время, наполненное небесным ликованием о Христе Воскресшем, предаваться скорбям и малодушным печалям. Ничто да не станет в эти светоносные дни для нас важнее Святой Пасхи, которую Господь даровал нам Своим спасительным Подвигом Креста и Восстанием из мертвых. 

Преисполняясь вместе с вами радостью в эту пасхальную ночь, сердечно благословляю всех вас и молитвенно желаю, чтобы эта радость обновила ваши телесные и духовные силы, чтобы вы никогда не сомневались в Любви Божией, никогда не забывали, что в Пасхе нам дается образ высшего и полного единства: единства друг с другом, единства в Церкви Божией, единства во Христе Иисусе.

Во имя Воскресшего Господа ещё раз обращаюсь к вам с жизнеутверждающим приветствием Святой Пасхи: Христос Воскресе! Воистину Воскресе!  

МАРК
МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ

Вятка, Пасха 2017 год

Поздравление митрополита Вятского и Слободского Марка с Рождеством Христовым (2017 год)

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья, сестры, монашествующие и миряне Вятской митрополии! Отечески поздравляю всех вас с Рождеством Господа нашего
Иисуса Христа!

И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь.
Евангелие от Луки 2 глава, 10-11

Эти святые слова о Рождении Спасителя мира впервые услышали пастухи в поле во время ночной стражи и убоялись, но Ангел Господень ободрил их и сказал: Не бойтесь! Радуйтесь рождению Христа и Господа вашего!

Эти слова ныне повторяет Святая Церковь своим чадам, возвещая им устами ангела: Не бойтесь мира, ибо Христос и Господь победил мир! Радуйтесь, ибо вам явлена в полной мере великая тайна и неизреченный дар вочеловечения Сына Божия для спасения мира.

 Воистину, Рождество Христово - это великий дар всему человечеству. Оно открыло нам Бога, ибо людям, «сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 16), так апостол и евангелист Матфей, изображает состояние людей - верующих и неверующих. Сын Божий пришел в мир,  воспринял человеческое естество, чтобы спасти человечество от греха, проклятия и вечной смерти.

И каким образом Спаситель это совершил? - спрашивает святитель Григорий Палама. И отвечает, радостно восклицая: «Снизошел Он с высоты Своей в человеческую худость, соединил ее неразрывно с Собой, смирившись и обнищав…, и таким образом всем показав путь, ведущий к горнему». 

Рождество Христово принесло миру Евангелие и новую заповедь - заповедь о любви к Богу и ближнему. Много веков прошло с того времени. Но жертвенный призыв Христа о любви всегда неизменен. Через Таинства Церкви Спаситель мира делает нас чадами Божиими, врачует наши человеческие недуги, обращает нас из слабых в сильных духом. Рождество Христово дает нам радость богоусыновления и полную уверенность в вечной жизни.

В тишине и покое священной ночи Рождества, Господь наш, Иисус Христос, входит в глубины человеческой истории и разрешает запутанную сложность греха и каждому подает Своей благодатью и милостью выход из жизненных недоумений, предопределяя высокое достоинство человека и его нравственный идеал во всех жизненных обстоятельствах.

Уготовим свое сердце молитвой, приготовим его добрыми делами и мыслями сделаться Вифлеемскими яслями, чтобы и в нашем сердце мог родиться Спаситель Богомладенец Иисус Христос.

Милостью Рождшегося Христа минувший год по-прежнему был на Вятской земле важной вехой в восстановлении храмов и монастырей.  Но особенно деятельно возвращение первозданного образа святынь происходит в городе Слободском: в Христорождественском женском монастыре продолжает подниматься в небо высокая колокольня; взорам верующих вновь открылся красивейший вид Христорождественского монастырского собора; над храмом Николая Чудотворца поднялась колокольня, и восстановлены все пять его центральных куполов; также были установлены купола и на Духовском соборе. В 2016 году Вятской Епархии возвращен Благовещенский храм, что расположен на центральной площади города Слободского; в следующем году начнется его архитектурное и приходское возрождение. 

В селе Макарье началась долгожданная реставрация Троицкой церкви. Отдельно хочу поблагодарить всех, кто усердно трудился и трудится на Спасском соборе в городе Кирове: полным ходом совершаются работы по восстановлению храмовых сводов и барабана центрального купола.

Многое из сделанного вызывает сегодня у меня неподдельную архипастырскую радость. Будем и дальше возрождать духовное богатство нашего Отечества, возводить стены порушенных святынь, не забывая очищать свое сердце молитвой и деятельной любовью. Ибо восстановление храмов и восстановление человеческих душ должно идти обоюдным образом.

Будем молиться непрестанно Матери Младенца Иисуса, Пречистой Богородице, да покроет Она Своим заступлением нашу страну и народ и да просветит молитвами Своими всех детей и родителей, все семьи, нуждающиеся в помощи и благословении Божием.

Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова! Да воцарится в сердцах наших Христос Господь, и с Ним да царствует мир и благословение!