Епархия после 1917 года

В 1917 год Вятская епархия вступила, имея более 1500 храмов, около 500 приходов, в которых служило почти 2000 человек, 13 монастырей.

Сразу же после перехода власти к Временному правительству в феврале-марте 1917 года епархия испытала на себе всю тяжесть новой "демократии". Началось вмешательство в епархиальные дела, правительство повело наступление на преподавание Закона Божия в школах.

Церковь стремилась укрепить себя перед грядущими испытаниями, что призван был сделать Поместный Собор 1917-1918 гг. В нем принимали участие вятские делегаты во главе епископом Никандром (Феноменовым). Во исполнение решения Собора произведены изменения в системе управления епархией. 2 (15) апреля 1918 года Собор принял "Определение о викарных епископах", согласно которому в Вятской епархии статус кафедр викарных епископов получили уездные центры: Слободской, Орлов, Глазов, Уржум, Котельнич, Яранск, Елабуга.

Советская власть начала наступление на Церковь. Владыка Никандр в ответ на декрет 20 января 1918 года, закрытие духовных учебных заведений, конфискацию епархиальной типографии и первые попытки ограбления храмов обратился к духовенству и мирянам епархии с посланием, в котором призвал встать на защиту церковного достояния "от кощунственного и насильственного захвата, в силу декрета, мыслимого лишь со стороны неверующих в Бога, явных слуг антихристовых".

В феврале 1918 года первые мученики за веру на Вятской земле открыли нескончаемый счет жертв безбожной власти: в Елабуге были зверски убиты прот. Павел Дернов и трое его сыновей. В сентябре в г.Орлове без всякого основания расстрелян свщмч. Михаил Тихоницкий.

С началом гражданской войны гонения усилились. Вятская губерния находилась в зоне, прилегающей к военным действиям, поэтому здесь жестко проводилась политика "красного террора". Только с сентября по декабрь 1918 года репрессиям подверглись несколько десятков клириков и мирян, из которых 24 чел. расстреляно.

В 1918-1920 гг. на территории всей епархии произведена национализация церковного имущества. В ряде мест это вызвало волнения населения.

В октябре 1920 года был арестован епископ Никандр. С этого времени управление епархией стало переживать большие трудности. Несмотря на то, что с 1921 года ее возглавил епископ Павел (Борисовский), серьезно ощущалась дезорганизация системы управления, большая нагрузка легла на викарных епископов, которых к тому же часто перемещали.

Положение осложнилось в начале 20-х гг. подъемом обновленческого движения, которое в Вятской епархии получило сильные позиции. В борьбе с обновленцами особенно потрудился викарный епископ Глазовский священноисповедник Виктор (Островидов), за что немедленно был арестован.

В 20-30 гг. по епархии прокатилась волна репрессий, погромов, антицерковных кампаний. При этом самый главный и безжалостный удар гонители постарались нанести по столице Вятской земли - городу Вятке, который в декабре 1934 года был переименован в Киров и стал центром сначала самостоятельного края, а затем и области. В последующие годы в нем были варварски уничтожены самые древние и прекрасные соборы, расположенные в центральной части города - Свято-Троицкий кафедральный, Богоявленский, Воскресенский, Александро-Невский, построенный по проекту А.Л.Витберга, а также церкви Покровская, Сретенская, Всехсвятская, Владимирская, Богословская, Спасо-Хлыновская, превращена в антирелигиозный музей Серафимовская церковь. Остальные храмы были обезглавлены, осквернены и отданы различным городским службам и учреждениям.

Такую же судьбу разделили православные храмы, расположенные за пределами областного центра. Так, если в декабре 1936 года при создании Кировской области на ее территории продолжали действовать 310 из 554 существовавших здесь церквей, то к октябрю 1941 года действующими оставались всего 6 храмов в Оричевском, Малмыжской и Кикнурском районах, и это при том, что в 1940 году в состав Кировской области вошли новые северные районы, исторически богатые своими церквями. Каждый второй из закрытых богоборцами храмов был уничтожен.

Понятно, что добиться таких результатов можно было, только сломив сопротивление епархиального руководства. Безжалостная фраза сталинских времен "если враг не сдается, то его уничтожают" в полной мере относится к судьбам правящих архиереев Вятской епархии. Еще в мае 1934 года в северной ссылке скончался священноисповедник викарный епископ Глазовский Виктор (Островидов). В течение 1937-1938 гг. были расстреляны практически все архипастыри, ранее управлявшие Вятской епархией - священномученик митрополит Горьковский Евгений (Зернов), митрополит Ярославский Павел (Борисовский), бывшие викарные Яранские епископы Нектарий (Трезвинский) и Вячеслав (Шкурко).

В августе 1937 года был арестован управляющий Кировской епархией архиепископ Киприан (Комаровский). Он был обвинен карательными органами в шпионаже на японскую разведку и вместе с группой вятских священнослужителей 9 декабря того же года расстрелян во внутренней тюрьме НКВД г.Кирова. После расстрела владыки Киприана Вятская кафедра фактически перестала существовать. Аресты, допросы, пытки, ссылки и расстрелы священнослужителей продолжались даже в условиях начавшейся Великой Отечественной войны - в августе 1941 года по решению Верховного Суда Коми АССР был приговорен к расстрелу епископ Стефан (Знамеровский), предшественник владыки Киприана на Вятской кафедре.

Всего по данным Книги памяти жертв политических репрессий с 1918 по 1953 год в Вятской губернии (Кировском крае, Кировской области) было репрессировано 8 архиепископов и епископов, 5 протоиереев, 422 приходских священника, 83 монаха и монахини, 37 диаконов, 41 псаломщик, 7 певчих, 13 просфорниц, 23 председателя церковных советов, 82 других причастных к церкви лиц. При этом 150 человек расстреляны за религиозные убеждения, 336 заключены в лагеря и тюрьмы, 158 высланы в Северный край, Сибирь, Казахстан. Работа по реабилитации незаконно репрессированных еще не закончена, поэтому приведенные выше цифры с годами будут только увеличиваться.

Возврат к списку