Образование Вятской епархии

Посещение Вятским Спасом стольного града Москвы было уже третьей встречей со святынями Вятской земли, которая в середине XVII века вновь стала играть заметную роль в общероссийской и церковной истории. Расположенный на Большой Сибирской дороге, Хлынов еще в 1554 году получил исключительное право торговли с Великой Пермью и караванами отправлял пермскую соль вниз по Вятке. Через сто лет он превратился в один из самых крупных и влиятельных городов Северо-Восточной Руси: в 1654 году в нем было более 700 дворов, два монастыря, более десятка церквей, из которых особым вниманием горожан пользовалась соборная церковь Святителя Николая (в ней с 1551 года пребывал его чудотворный Великорецкий образ). Настоятель этого храма являлся главой вятского духовенства. Большой духовный авторитет среди клириков и прихожан имели также наместники Свято-Успенского Трифонова монастыря - архимандриты и игумены. И все же дальнейшее развитие Православия в столь населенном и удаленном регионе настоятельно требовало учреждения епархиальной кафедры и архиерейской власти.

Этому предшествовали важные события, которые еще раз явили Промысл Божий о Вятской земле. Ранней весной 1657 года на нее обрушилась моровая язва, которая на этот раз была особенно губительной. По рассказам современников, в Хлынове священники не успевали погребать умерших. Болезнь отступила только после того, как в четвертое воскресенье Великого поста священнослужители с властями и всеми горожанами совершили вокруг города Крестный ход с Нерукотворным образом Спасителя - точным списком Вятского Спаса. С этого дня в Хлынове более не было заболевших - город был спасен. Это был явный знак милости Божией, предвосхитивший большие перемены в духовной жизни Вятской земли.

Они произошли в октябре 1657 года в Москве на Поместном Соборе, решением которого, волею царя Алексея Михайловича и благословением Патриарха Никона была учреждена Вятская и Великопермская епархия с центром в г.Хлынове. Как было сказано в соборном определении: "Страна, именуемая Вятка, отстоящи от царствующего града Москвы многим расстоянием, и есть оная страна и места имущи многочеловечны, и сего ради требует своего ей архиерея и пастыря".

В состав новоучрежденной епархии вошла Вятская страна, включавшая пять городов - Хлынов, Слободской, Орлов, Котельнич и Шестаков. Сверх того в ведение вятского епископа отошла Пермь Великая, состоявшая из Чердынского и Соликамского уездов, принадлежавших до сих пор Вологодскому епископу, Кайгородского уезда, вотчин Строгановых и Пыскорского монастыря, принадлежавших Патриарху. Таким образом, границами Вятской епархии на востоке были Уральские горы, на юго-востоке - река Сылва, приток Чусовой, на юге - линия от Кукарки к востоку, на западе населенные места между реками Вяткой и Ветлугой, на севере - верховья Камы и Вычегды. Всего новоучрежденная епархия включала в себя 138 церквей.

5 декабря 1657 года управляющим епархией с титулом епископа Вятского и Великопермского был назначен епископ Александр (1657 - 1674), переведенный на Вятку с коломенской кафедры. В Хлынов владыка Александр прибыл в воскресенье 4 апреля 1658 года и правил вятской кафедрой в течение 15 лет. Годы его правления пришлись на непростой и трагический период церковного раскола, в сочувствии которому епископ Александр приносил покаяние на Соборе 1666 года. Известно, что владыка Александр не раз выражал желание покинуть вятскую кафедру, назначение на которую для него было чем-то вроде "почетной ссылки" из более близкой к столице и царю Коломны. Первое десятилетие своего правления он провел преимущественно вне Вятки, подолгу проживая в Москве. Так что долгие годы соборной Никольской церковью г.Хлынова и всеми приписанными к ней землями ведал не он, а "протопоп с братьею" - все это было передано епископу Александру только в январе 1669 года, положив начало созданию Архиерейского дома. Но и после этого владыка часто покидал епархию, делая богатые вклады в Коряжемский монастырь, близ которого он родился и игуменом которого ранее был. Уже, будучи вятским епископом, владыка Александр не раз посещал эту обитель. В январе 1674 года он окончательно покинул свою епархию, принял схиму и удалился на покой в родную Коряжму, где 17 декабря 1678 года отошел ко Господу в возрасте 75 лет. Вечной памятью о первом вятском епископе Александре стал его указ о праздновании явления чудотворного Великорецкого образа Святителя Николая ежегодно 24 мая \ 6 июня, что поныне неопустительно совершается.

Главные труды по созданию епархии Господь судил совершить преемнику владыки Александра архиепископу Ионе (Баранову), который возглавлял кафедру ровно четверть века - с 1674 год по 1699 год, и заслуженно может считаться одним из самых выдающихся архиереев за всю историю существования Вятской епархии.

Деятельный владыка Иона оставил о себе добрую память, прежде всего, как активный церковный строитель. С его именем связано строительство в Хлынове первых каменных храмов, начало которому было положено возведением в 1676-1683 гг. Свято-Троицкого кафедрального собора. Всего в годы правления владыки Ионы их было возведено более 20, в том числе дошедшие до нас Свято-Успенский кафедральный собор и Никольская надвратная церковь Трифонова монастыря, Преображенская церковь Преображенского женского монастыря и Царево-Константиновская церковь г.Вятки, Екатерининский кафедральный собор г.Слободского и Троицкая церковь с.Кстинино. Они и сегодня поражают нас своим величием и красотой.

Одним из самых значительных деяний этого периода стало прославление первого вятского святого - преп. Трифона Вятского. По благословению владыки Ионы в 1684 году при строительстве нетленные мощи преподобного святого, составлена служба ему, были написаны его первые иконы. Тогда же началось почитание и духовного чада преп. Трифона - святого блаженного Прокопия, который более трех десятилетий нес подвиг юродства в г.Хлынове (+1628).

Архиепископ Иона много сделал для осмысления местного исторического предания. В годы его правления появляются основоплагающие для изучения вятской церковной истории работы - "Летописец старых лет", "Вятский временник", "Повесть о явлении Великорецкой иконы". Их автор - дьячок Богоявленского собора Семен Попов чуть позже написал и известную "Повесть о стране Вятской", в которой, по словам современных исследователей, "вся история России - это непрерывный рассказ о Божьей воле". Кроме того владыка Иона закрепил архиерейским благословением существовавшие на Вятке крестные ходы, установил почитание многих чудотворных икон (Тихвинского и Раифского образов Божией Матери, Архистратига Божия Михаила на камне, Вятского Спаса Нерукотворного и других).

Многогранная и плодотворная деятельность владыки Ионы получила признание еще при жизни: в 1682 году он был удостоен сана архиепископа. Владыка настолько горячо полюбил Вятскую землю, что, когда ему поступило предложение о перемещении на суздальскую кафедру с возведением в сан митрополита, он просил оставить его на Вятке, где 85-летим старцем он и упокоился под сводами Кафедрального собора. Это промыслительно произошло 8\21 октября 1699 года в день памяти преп. Трифона, прославленного трудами архиепископа Ионы. В 1771 году над местом его погребения вятский воевода Николай Щербачев воздвиг гробницу, на которой была высечены слова:

"Здесь телом по трудам Иона почивает,
Но дух его в странах небесных пребывает;
Воздвигнув в честь Творца великолепный храм,
Воздвигнул ищущим спасения душам
Обители, нестройств житейских удаленны,
И сам, имев всегда дух к Богу воспаленный
Достоин, наконец, сей пастырь был того,
Что Вышний преселил в рай сладостей его"


До наших дней вятские люди сохраняют память об архиепископе Ионе как о выдающемся подвижнике и святом человеке, которого Господь избрал для созидания Вятской епархии. Сейчас епархиальная комиссия собирает материал о нем для прославления в лике местночтимых святых.

Возврат к списку