23.04.2018

«Самая большая радость – это умение любить»

В третье воскресенье по Пасхе Церковь празднует День жен-мироносиц. Накануне православного женского дня нам удалось побеседовать с матушкой Татьяной Андреевой, помощницей на приходе своему супругу – настоятелю храма Рождества Пресвятой Богородицы иерею Николаю Андрееву.

- Матушка Татьяна, в дни празднования Дня жен-мироносиц расскажите о служении женщины в церкви, основываясь на собственном примере. Вы регентуете в храме Рождества Пресвятой Богородицы, где служит Ваш супруг – отец Николай. Расскажите, ограничивается ли Ваша миссия богослужебными песнопениями, или круг дел на приходе шире?

- Думаю, что у каждой матушки очень много забот на приходе, где они с батюшкой служат. У меня основное послушание на клиросе. Подготовка хора к службе начинается обычно за несколько дней, недель и даже месяцев до службы. Нужно подробно разобраться в уставе, провести несколько спевок, к службе подготовиться так, чтобы и батюшке помочь ее провести, и прихожане, чтобы могли приобщиться душой к молитвенному пению. Если служба праздничная, то обязательно нужно храм украсить. И в этом мне помогают сотрудники прихода и сами прихожане. У нас в храме сложилась очень теплая семейная атмосфера – все идут друг другу на помощь. Дел, конечно, на приходе очень много. В настоящее время, храм готовится к реставрации.

- В чем заключается подготовка храма к реставрации?

- Значительная часть работ уже проделана: мы храм убирали внутри, подготавливали территорию снаружи. В ходе этих работ, у нас на приходе произошло чудо. Осенью 2017 года мы заботились о том, как убрать деревья, обступившие храм. Тополя уже были очень старые, еще с советского времени, и несли угрозу для храма. Но для того чтобы их убрать, требовалось много разрешений, нужен был кран, поскольку верхушки переплетались с проводами. И мы не знали, с чего начать решение этого вопроса. Промыслом Божиим в сентябре 2017 года митрополит Вятский и Слободской Марк передал в храм ковчег с частицами мощей девяти святых: святителя Николая Чудотворца, святителя Тихона Задонского, святителя Иннокентия Московского, святителя Виктора Глазовского (викария Вятской епархии), преподобного Пимена Постника Киево-Печерского, преподобного Иоанна Многострадального Киево-Печерского, преподобного Максима Грека, преподобного Феодора Санаксарского, святого праведного Феодора Ушакова. А в октябре 2017 года нам привезли Великорецкую икону святителя Николая Чудотворца (образ, явленный в декабре 2016 года). И мы решили молиться перед святынями. И так сложилось, что нам и кран дали, и люди нашлись, кто оказал помощь, включая специалистов линий электропередач. В итоге деревья убрали. Теперь появилась возможность подъезда к храму.

Реставрация будет включать несколько этапов. В советское время над алтарной частью появилась надстройка в два этажа, где располагалась больница. До сих пор остались стены, перегородки и даже старые кровати. Мы же сейчас молимся в малой части храма. На самом деле исторический облик церкви был совершенно иной, намного просторнее, и задача реставраторов – сохранить и преумножить былое благолепие храма.

При подготовке здания к реставрации оказалось много дел, которые, казалось бы, могут подождать, в то же время они являются основанием для дальнейшей работы.

По милости Божией, прихожане у нас хорошие, отзывчивые – люди откликаются, когда требуется совершить приборку церкви или облагородить прихрамовую территорию. Однако помимо своих прихожан, на субботниках обычно бывает три-четыре незнакомых человека – это гости курортного поселка Нижнеивкино, которые увидев объявление на дверях храма, также приходят потрудиться. Видеть таковых для нас также очень радостно.

- Татьяна, как Вы – будучи современной девушкой, после окончания светского вуза, оказались при церкви? Почему решили пойти учиться на регента?

- В Церкви я с рождения, у меня все в семье верующие: бабушки, дедушки, родители. Родом я из поселка Кикнур, правда старинная церковь была разрушена, и богослужения совершались в молельном доме. При этом моя бабушка часто брала меня с собой в храм на богослужения в соседнее село Улеш, где сама она пела в церковном хоре. Мама с папой, когда мы с братом подросли, начали нас брать в село Беляево, что в 12 километрах от Кикнура, в Никольский храм на богослужения. Каждое воскресение нас будили, и мы всей семьей собирались на службу. Тогда там служил архимандрит Гавриил (Кислицын). Нас, детей, он привечал с особым радушием: то конфетой одарит, то по головке погладит.

После окончания школы поступила в университет, и стало очень не хватать церковной жизни, к которой привыкла с детства. Постепенно начала ходить по воскресеньям на службы. Промыслом Божиим в Трифонов монастырь, и первым, к кому попала на исповедь, был протоиерей Геннадий Сухарев. Очень полюбилось пение хора Успенского собора Трифонова монастыря. Церковное пение завораживало. Хор поет, батюшка служит – и все так слаженно. Я не знала, где я нахожусь – на земле или на небе, разделяя душой слова вернувшихся из Византии послов князя Владимира.

Уже позже, в Успенском соборе, я увидела объявление о том, что совершается набор на обучение на регентское отделение. Конечно, во всем этом был промысел Божий, и во встрече с отцом Геннадием Сухаревым, духовником Вятского духовного училища и в том, что объявление о наборе регентов я увидела уже по окончанию вуза. Но сомнения были. Ведь по окончании химического факультета ВятГУ нужно было уже серьезно определяться с выбором дальнейшего жизненного пути: была возможность работать в лаборатории кикнурской больницы или на молочном комбинате в Нижегородской области. Смущало то, что так или иначе, буду в стороне от храма, придется пропускать службы в большие церковные праздники. Очень благодарна родителям, что они отнеслись с пониманием к моему желанию пойти еще учиться на регента. И сомнения полностью разрешились после благословения отца Гавриила.

Впоследствии, Людмила Анатольевна Телегина, Валентина Анатольевна Шабалина, Лариса Викторовна Жилина, матушка Ирина Шиляева, Екатерина Сергеевна Шаклеина обучали меня регентскому мастерству и церковному пению – всем им за это низкий поклон.

- Расскажите о своем послушании у архимандрита Гавриила (Кислицына), которого наши верующие современники почитают за старца.

- Защитив диплом в университете, вернулась отдыхать летом к родителям. Будучи на богослужении в Никольской церкви в Беляево, услышала объявление, что требуются помощники красить храм. Для этого необходимо было на какой-то период переехать в село Беляево. Так, два летних месяца я проживала в одном из церковных домов в село Беляево, помогала на огородных работах, по хозяйственной части в кельях у батюшек и на приходе. За службами ощущалось особое благоговение. А в доме, в котором я остановилась, прежде проживал духовный отец архимандрита Гавриила игумен Иосаф (Сычев), который в свою очередь был учеником преподобного Матфея (Яранского).

В Беляево постоянно приезжают паломники испросить совета отца Гавриила, потрудиться, побывать в храме, где ранее молился Матфей Яранский. Самое удивительное, что люди, находящиеся в духовных поисках, во время трудничества в Беляево, получали ответы на искомые вопросы, находился выход из той или иной трудной ситуации. Конечно, сами люди своим человеческим разумением приписывали это молитвам отца Гавриила. Но над всем управляет Господь.

Отец Гавриил, несмотря на свой почтенный возраст (ему уже 88 лет), немощи, привечал паломников с особой теплотой и заботой о каждом, советов прямо не раздавал, но, выслушав, мог сказать, например, «хорошее дело» - и все становилось понятным, значит, нужно в эту сторону идти. По окончании лета, отец Гавриил благословил меня на обучение в духовном училище, так и сказал: «хорошее дело».

Время, проведенное под окормлением отца Гавриила, на всю жизнь осталось для меня особым духовным опытом. До сих пор бывает, случается какая-то сложная ситуация, начинаешь размышлять, как нужно поступить – так или иначе. И тут думаешь: а как бы поступил батюшка Гавриил? Он бы так не разрешил сделать! Он бы не стал унывать и печалиться, роптать, что устал (а ведь как ему пожилому и болящему на самом деле приходится непросто). И искушение отпадает. И, конечно, там особым образом ощущалась его любовь ко всем нам.

- Расскажите о Вашей встрече с отцом Николаем. В момент Вашего знакомства, создания семьи Вы ощущали Промысел Божий?

- В нашей встрече с самого начала общения был Промысел Божий. Мы познакомились в стенах духовной школы. Перед тем, как создать семью, взяли благословение духовника. Подали прошение ректору духовного училища митрополиту Марку на венчание. Владыка Марк нас благословил.

Перед созданием семьи, прежде всего, нужно молиться. Просить заступничества Богородицы, святых угодников Божиих. Они услышат и пошлют настоящего спутника жизни. Как оказалось, у нас с отцом Николаем у обоих с детства покровитель святитель Николай Чудотворец. Меня крестили 22 мая – на день памяти святого. Первый духовный опыт получила в Никольском храме села Беляева и первым приходом, где служил отец Николай, а я регентовала, был храм в честь святителя Николая в поселке Домостроитель. Для нас святитель Николай Чудотворец является покровителем нашей семьи.

- В обществе бытуют разные мнения об участи матушек: некоторые люди считают, что выбрана безмятежная жизнь за спиной уважаемого прихожанами батюшки, другие, напротив, что и в современное время – это тяжелый крест, жена, как никто иной разделяет с мужем непростое служение. Как Вы ощущаете свою долю в этом смысле?

- Во-первых, нужно сказать, что священник – это солдат. Куда его пошлют – туда он и поедет. А матушка должна уже за ним идти. Матушка – как камертон: какой тон с утра задаст батюшке, так день и пройдет. Не случайно в притчах нам передается народная мудрость: жить с женой сварливой – несчастнее, чем в пустыне или на кровле. А священнику необходимо благостное состояние духа, чтобы щедро дарить радость о Господе всем приходящим к нему. К батюшке приходят разные люди. Как священник он должен к каждому проявить любовь, заботу, потому что люди, когда идут к батюшке, для участия в Таинстве Покаяния или даже просто за советом – они идут ко Христу. И важно, чтобы священник людей не оттолкнул от церкви, а наоборот привел их в храм.

Вообще, матушке надо много терпения иметь, чтобы принимать образ жизни батюшки. Она должна понимать, что он служит Богу. У священника на первом месте Бог, а потом уже семья. Конечно, священники молятся, совершают Литургию, Господь им дает силы. А когда дома все хорошо, то и служение совершается с особым усердием, особой радостью, самоотдачей. Не надо забывать, что и матушка - «сосуд немощнейший». Ей тоже нужна помощь, опора и внимание со стороны батюшки, чтобы наполнить смыслом ее труд. Поэтому размышляя об участи матушки, основываясь на своем, пока еще скромном опыте, хочется заметить, что это путь особого терпения, смирения и любви. Впрочем, в той или иной мере таковым должен быть путь любой обычной человеческой семьи.

- Говорят, на людей, трудящихся при церкви чаще «налетают» различные обстояния в виде различных недоразумений, искушений. Вам как матушке и регенту приходится сталкиваться с подобного рода искушениями? Если Вы с этим согласны, то почему так происходит, и каков может быть выход?

- Вспомним Иова многострадального. Сколько всего было попущено на его долю, и он не отрекся от Господа. Даже когда лежал больной и нищий, все равно Бога благодарил. И Господь ему все вернул и восполнил. Это духовная борьба, и ее нужно выдерживать. Господь сказал «сей род изгоняется молитвой и постом». Здесь помощник только Господь и Пресвятая Богородица.

У Паисия Святогорца хорошо написано - «если все раздражает, все кажутся плохими, нужно понимать, что это искушение, надо стараться молиться, и повторять: “Слава Тебе Боже! Слава Тебе Боже! Слава Тебе Боже!”. Повторяй, повторяй, повторяй. И лукавого будет обжигать твое обращение ко Господу, и он отступит». Главное, не надо забывать, к Кому обращаться за помощью.

- В чем сами находите утешение, отраду, защиту в минуту усталости, каких-то сомнений, духовных испытаний?

- Самое главное лекарство это, конечно, Таинство Исповеди и Причастия. В свободное время читаю духовную литературу, разучиваю новые песнопения для службы.

- Какие книги для себя определили источником мудрости, познания мира духовного?

- Паисий Святогорец интересно пишет в своих семи томах: «Духовная борьба», «С болью и любовью о современном человеке», «Семейная жизнь» и других собраниях сочинений. Осознанно же к восприятию тонкого духовного мира подошла после прочтения книги архимандрита (ныне епископа) Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Это православный бестселлер! У нас при приходской библиотеке этой книги несколько экземпляров, и все они на руках. Замечала также, что после прочтения книги «Несвятые Святые, а также «Флавиана» (автор священник Александр Торик) люди приходят на службы в храм и впервые на исповедь. Поэтому хорошая книга действительно для кого-то становится мудрым помощником в открытии духовного мира.

- Есть ли, по-Вашему мнению, разница в устроении семей христианских и светских, невоцерковленных. Ведь все семьи в идеале создаются и держатся на взаимной любви людей друг к другу.

- Семьям, которые ходят в храм, легче преодолевать искушения. Через Таинства исповеди и Святого Причащения прощаются грехи и дается благодать от Самого Господа. Сталкиваясь с той или иной трудностью, они понимают, что это искушение, его нужно преодолеть, надо его пройти. Где-то надо и самим что-то сделать – проявить терпение, смирение, обратиться к Богу с молитвой, и Он поможет. И помогает. В Евангелии же сказано: Просите, и дастся вам: толцыте и отверзется (Мф. 7, 7). Мы вступаем в брак для чего? Чтобы научиться любить, любить своего ближнего. А научаясь любить своего ближнего, мы учимся любить окружающих. Так же на приходе, матушка, как и сам священник должна учиться любить своих прихожан. Ведь каждый человек, это образ Божий.

Священник Илия Шугаев приводит такой образ семьи: «Представим себе два камня — острых, твердых. Пока они не соприкасаются друг с другом, то вроде все хорошо, никто никого не задевает, но положи их в мешок и потряси сильно и долго. Возможны два варианта развития событий: либо камни обтесываются и уже не ранят друг друга, либо не хотят избавляться от своих острых углов, и тогда рвется мешок, и камни вылетают из него. Мешок — это семья. Либо супруги через “мелкие” самопожертвования притираются, либо разлетаются в злобе друг на друга». Самым главным в доме должен быть Бог. Когда Бог на первом месте – все остальное на своем. Иерархия выстраивается: Бог – муж – жена – дети. С Богом – проще. Важно понимать, что семья как малая церковь создается для того, чтобы вести друг друга ко спасению.

- Какие приходские праздники Вам особенно запомнились за год служения на приходе в Нижнеивкино?

- Рождество Христово и Светлое Христово Воскресение. Такие праздники требуют большой подготовки. На нашем приходе она происходит по-семейному. Вместе с прихожанами готовимся к празднику, убираем и украшаем храм, готовим трапезу. И в сам праздник – особенно это ощущается на Рождество или Пасху – и в последующие несколько дней посещает особая благодать, в душе поселяются неземные любовь и радость, сложно это осознать человеческим разумом, тем более выразить словом.

- В храме у Вас две чудотворные иконы Богородицы. Сами Вы обращаетесь к Заступнице? Приходилось ли Вам лично от прихожан, трудниц храма слышать чудесные истории помощи, участия Пресвятой Богородицы в жизни людей по их молитвам к Божией Матери?

- Когда мы с батюшкой начали служить в храме, обратили внимание на иконы Богородицы – «Достойно есть» и «Скоропослушница». Заметили, что народ обращается к ним за помощью. И в прошлом году, прибираясь в храме Великим постом перед Пасхой, мы их сняли, чтобы протереть, и на оборотной стороне обнаружили надпись, что иконы написаны в XIX веке на Афоне в Свято-Успенском монастыре «Ксилургу». А на одной из них – «Достойно есть» значится, что икона написана именно для нашего храма Рождества Пресвятой Богородицы.

И, конечно, мы решили реставрировать эти святыни. Нам Богородица сама себя открыла в своих образах, значит, надо молиться. Стали совершать молебны с акафистным чтением перед святынями. И вдруг батюшке звонит человек, и говорит, что он хочет написать для храма образ Богородицы «Достойно есть». Батюшка ответил, что в храме есть такая чтимая икона, но требуется ее реставрировать. Человек приехал, посмотрел и предложил помочь в реставрации обеих афонских икон.

Когда иконы возвращались с реставрации, мы встречали их со слезами на глазах. Когда их занесли в церковь, было ощущение, что сама Богородица заходит в храм. Чувства не передать словами. Сейчас иконы пребывают в храме в киотах. Люди приходят и обращаются к Богородице с молитвой и в скорби, и в радости. И по нашим прошениям «Матушка, управь» - все словно само собой со временем управляется.

Прошлым летом приезжала женщина благодарить Пресвятую Богородицу. У нее было два сына, и она очень хотела дочку. Несколько лет назад, она приезжала к этим иконам, и молилась пред образом «Достойно есть». И по милости Божией, у нее появилась дочка. Каждое воскресенье в семь утра перед святынями мы служим Параклис Богородице – молебный канон во всякой скорби.

- Поскольку наша беседа предваряет День жен-мироносиц, Ваше пожелание матушкам и всем женщинам-христианкам?

- Терпения, радости, мудрости и любви. Самая большая радость – это умение любить. Самое большое счастье на земле – уметь от всего сердца прощать. Любовь – тайна будущего века. Научимся этому у святых жен-мироносиц, чтобы вместе с ними услышать в Царстве Небесном: «Радуйтесь!»

Христос Воскресе!

- Спасибо за искреннюю интересную беседу!

Пресс-служба Вяткой Епархии

Фото

Возврат к списку